понедельник, 30 июля 2012 г.

Писание и все? (или: а вы ничего не упустили?)

Я верую в высший авторитет Священного Писания. Именно оно, Слово не человеческое и не церковное, а Божье, стоит над всеми вероучениями и духовными практиками и аспектами христианского поведения. Именно Божье Слово имеет божественный авторитет, не говоря уж о том, что оно есть еще и слово живое, действенное (1 Фесс 2:13).

Это конечно не значит, что нет ничего кроме Писания. Было устное учение Апостолов до того, как оно было записано в Писании. Были и сами Апостолы и те три года, которые они провели со Спасителем. Был и образец их обращения и образа жизни. Была и есть сама церковь и ее практика, восходящая к первой церкви, но в протяжение веков пережившая изменения. Итд итп.

Это все в качестве введения. Я хочу немного о другом: о подходе "я и моя Библия". 


Дело в том, что при таком подходе порой сама евангельская основа библейского послания остается почти незатронутой. И отношение отрывка к церковной практике также бывает нераскрытой: как будто Библия обращена к отдельно взятым частным лицам для их "личного" толкования и применения.

Выходит так, что сам "грамитико-исторический метод" сам по себе не обязательно верно толкует Писание.

А что делать? Чего не хватает?

Все-таки, какой отрывок Писания мы бы ни толковали, основополагающим является Евангелие. Прежде всего Библия - книга, весть о спасительном деянии Божьем во Христе. Это касается и обетований и прообразов Ветхого Завета и исполнений и реальности Нового Завета. Именно на основании Евангелия даны десять заповедей: я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из дома рабства (ср. Исход 20:1). Выведя их из Египта, Господь ввел в землю обетованную. Именно Завет Божий во спасение своего народа является контекстом для царства, для пленения, для возвращения и для ожидания Мессии. Евангелие - суть канонических Евангелий, проповедь и рост Евангелия - суть Деяний Апостолов, применение Евангелия - суть посланий соборных и Павловых. Как убедительно пишут такие авторы как Goldsworthy суть Откровения Иоанна - евангельская победа Агнца. Помимо исследования данного текста толкователь-проповедник должен иметь общее представление о том, о чем Библия. Если он прежде всего ищет в отрывке "подсказки" для христианской жизни, то он обязательно их найдет. Но найдя он может совсем не ловить евангельскую основу и мотивацию этого же наставления. Нужно базовое убеждение, о чем Библия и что в ней искать. Всякая проповедь, всякое наставление христианское обязательно должно быть евангельским. Без этих богословских рамок наше толкование будет "мимо".  

Второе, что очевидно, а может быть и не совсем очевидно - то, что Библия написано не отдельно взятым частным лицам, а всему Божьему народу, церкви. Божье Слово дано для того, чтобы мы его слышали в собрании, а не в первую очередь чтобы мы его читали наедине. Именно так первая церковь "постоянно пребывала в учении Апостолов" (Деяния 2:42) - этот стих не о "времени тишины" а о церковном общении вокруг Слова. Когда мы это поймем, то многое встанет на свои места. Христианство - явление социальное, церковное, именно в общине мы идем за Христом, именно в церкви мы внимаем и применяем Писание. Толкование Писания "наедине" в отрыве от общины - явление неполноценное, ущербное, опасное. А часто есть тенденция толковать и применять Писания как будто нет ни церкви, ни Вечери, ни христианской истории. Даже кто-то видит в несовместимости между Писанием и церковной реальностью радикальную верность к тексту. "Не отвлекай меня церковью: я хочу Писание толковать!" А Павел говорит: "чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову." (Ефесянам 3).

Пусть Бог нас благословит, чтобы наше толкование Писания, помимо всех "инструментов" толкования, было евангельским и церковным!

"Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам"

понедельник, 23 июля 2012 г.

На что жалуетесь? (Духовный диагноз и лечение в свете исторического опыта)


В протяжение многих столетий христиане, в том числе монахи, постепенно исследуют и отображают "территорию" христианского опыта, послушания и духовного недуга. "Путешествие Пилигрима" Джона Буньяна является частью более широкой и более древней христианской традиции, которая восходит к первым векам христианства. Такая работа способствует и диагнозу и врачеванию соответствующих недугов. Можно ее сравнить с подобными работами в области медицины.

Одним из первопроходцев на этом пути был авва Евагрий (Понтик) в IV веке. Он писал о восьми основных злых помыслах, с которыми боролись монахи и монахини. Через Иоанна Кассиана и папу Григория Великого этот список стал известным миру в виде "Семи смертных грехов". Речь идет не совсем о грехах в смысле поступках, а скорее о тех "страстях" (греховных побуждениях) которые лежат в основе грехов. В списке не назван грех убийства, но есть зависть, гнев итд.

В православной церкви полный список восьми страстей звучит так: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня.

Особо интересует помысел/страсть "уныния" (и соответствующая добродетель "усердие"). Именно такая духовная апатия и довольно широко распространена в наше время и вне церкви и в ней.

Современники стали часто писать о том, как актуален этот помысел для нашего времени. Готовлю проповедь на эту тему, читая разных древних и современных авторов.

понедельник, 9 июля 2012 г.

То о чем мы не просим Бога (из фильма "В погоне за счастьем")

Господи, не сдвигай гору,
а дай мне силы подняться на нее,
Не убирай камень преткновения,
а веди меня вокруг него.

(Слова из гимна, Lord Don't Move That Mountain в фильме "В погоне за счастьем")

четверг, 5 июля 2012 г.

Социализация-экклезиализация

Пишу проповедь для церкви "Рассвет" о жизни в церкви и о том, что требуется с нас, чтобы жить в общении церкви.

Речь здесь не идет об уверовании, о церковном покаянии, об испытании, о принятии водного крещения. Я имею в виду, как научиться жить в коллективе, воцерковиться именно в плане общения, совместной жизни.

Сам текст Писания я лучше раскрою в воскресенье, но хотелось бы поделиться мыслями о церковной социализации (экклезиализация, воцерковление). Дело в том, что став христианином человек становится и членом церкви (автоматически членом вселенской церкви, а со временем членом и видимой поместной церкви). Будучи во Христе-главе мы и в церкви-теле. Но этот переход не всегда безболезненен. И бывают случаи когда он не совсем получается, когда верующий остается в каком-то состоянии отчуждения от церкви.

Что нам мешает воцерковиться (в смысле полноценно войти в общение церкви)? Есть смущение, непривычка, гордость, высокомерие, какие-то социальные признаки которые могут разделить или же разные взгляды по некоторым спорным вопросам. Все это может мешать нам полноценно участвовать в жизни церкви. Церковь объединена не только Духом Святым, но и нашей любовью друг ко другу, а порой этой любви нет, а вместе ее отчуждение, осуждение, обвинения, разобщенность.

Воцерковление (экклезиация) - важнейший процесс для нашей жизни и роста во Христе. 

воскресенье, 1 июля 2012 г.

Я нечайно на проповеди затеял тему туалета (или: "Божье милосердие")

Я сегодня совершил ужасную ошибку, при чем в плане русского языка и культуры.

Проповедуя по посланию к Римлянам 12:1-2 в другой церкви я говорил, что слово "милосердие" в Библии на самом деле обозначает "кишечник". После такого высказывания меня слушали молча и в некотором шоке. Одна смелая сестра подошла ко мне после собрания с вопросом на этот счет и ушла убежденной в том, что такого нет в тексте.

Но вот, был ли я прав или нет? На английском данное слово переводится как "bowels [of compassion]" (1 Иоанна 3:17, Кол 3:12 и другие места). Это греческое слово № 4698 по Стронгу (oiktirmoi синоним splanchna) и буквально обозначает "внутренности" (лат. viscera), то есть внутренние органы, в том числе и кишечник.

Однако я не был прав в том смысле, что мое "пояснение" не было в назидание, а скорее смутило и вызвало неприязнь среди братьев и сестер. Вместо того, чтобы восхищаться глубиной Божьей любви, их беспокоили мысли о сравнении Божьей любви с самым неприятным биологическим процессом и с тем местом где он совершается. (Приходят на ум всякие остроумные афоризмы но думаю, что уже достаточно одного промаха для сегодня.)  

Братья и сестры церкви "Пробуждение" города Обь, простите меня пожалуйста! 

суббота, 30 июня 2012 г.

О чем плачет Жереми? (о Плаче Иеремии)

Сегодня в нашей церкви было замечательное бракосочетание Жереми (краткосрочный христианский волонтёр по обмену из Франции) и Веры (выпускница Новосибирской консерватории).

С некоей иронией они с Верой выбрали в качестве стихов для бракосочетания Плач Иеремии 3:19-39. Имея в виду что Жереми по-русски переводится как Иеремия, то сами понимаете иронию.

Однако эта нерадостная книга в ветхозаветном каноне очень поучительна и назидательна.

Иеремия стал свидетелем взятия Иерусалима халдеями. Враги вторглись в город, храм был разрушен, царь и священники отстранены, мужчины убиты и женщины изнасилованы, голод был ужасными и местами были случаи людоедства. Иеремия говорит о городе-столице в облике девы: "дщерь Сиона." В полном смысле этих слов был "день гнева Господня". В этой печальной ситуации Иеремию склоняло в отчаяние. (Плач Иер 1:1-3:20) 

Однако пророк нашел ответ своему сердцу именно в Божьей благодати: "по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!" (Плач Иер 3:21-39)

Исходя из этого Иеремия обратился к Богу и молитвой и делами, надеясь на восстановление, на то что по ту сторону Божьих судов ждет и милость и надежда. "Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу." (3:40)

Прежде всего Иеремия надеялся на Бога: "Ты, Господи, пребываешь во веки; престол Твой--в род и род" (5:19)

В наставлении молодоженам (в этот момент еще жених и невеста) я говорил о милости, милосердии и верности Божьих как о неиссякаемом источнике обновлении для их семьи и браке, в котором следует черпать желание и силы преодолеть всякую неисправность.

Пусть Бог благословит новорожденную семью Бютель и пусть Он ведет их пару по своим путям!

среда, 27 июня 2012 г.

Книга Даниила: "Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего"

Сегодня на малой группе мы разбирали Даниил 9: молитву Даниила об Иерусалиме и о народе и полученный им ответ от Бога через ангела Гавриила.

Текст очень назидательный. Пророк Даниил, прочитав слова пророка Иеремии, обратился к Господу и на основании завета исповедовал грехи народа и, по милости и для славы Господа, просил: "воззри светлым лицем Твоим на опустошенное святилище Твое".

Через Гавриила Господь открывает Даниилу ответ на молитву: "Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего". (Между прочим число 70 то же, что и число лет в пленении.) Какой цели преследует Господь за этот срок? Что будет сделано? "чтобы (1) покрыто было преступление, (2) запечатаны были грехи и (3) заглажены беззакония, и чтобы (4) приведена была правда вечная, и (5) запечатаны были видение и пророк, и (6) помазан был Святый святых."  Иными словами Иеремия получит ответ на все то, о чем он попросил в молитве своей.

Дальше Гавриил разбивает 70 на три части: 7 + 62 + 1.

Что происходит в эти временные промежутки?

7 седьмин (49). Начинается с повеления о восстановлении Иерусалима (возможно указ Артаксеркса в 444г до нэ ср. Неем 2:1-8) и скорее закончится его осуществлением.

62 седьмин (434). Возможно начинается с восстановления Иерусалима (и закрытия ветхозаветного канона) и идет "до Христа Владыки".

За все это время "возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена".

Если седьмина - семь лет (хотя так не сказано прямо), то, кто-то рассчитывает что от повеления о восстановления до 26г (начало служения Христа) - ровно 483 лет.

Последняя (70-ая) седьмина. По истечении (т.е. после) 69 седьмин "предан будет смерти Христос, и не будет". Еще мы читаем: "И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение." Именно во время 70-ой седьмины Бог исполняет все те обетования о которых он говорил в 24 стихе (см. выше).

Смерть Христа утвердит завет (ср. Дан 9:4): семь лет это семь лет Нового Завета, семь лет от первого до второго пришествия (ср. семь лет в Откровении). Завет в Данииле всегда обозначает Божий завет, а другие союзы описаны другими терминами (напр. 11:6).

"В половине седьмины" храм осквернится и народ Божий подвержен преследованиям. Повсюду в Данииле вторая половина седьмины обозначает время преследования, осквернения перед окончательной победой Божьей (ср. (7:25,8:14; 9:27; 12:7; 12:11,12). Это тема продожена и в книге Откровения. В итоге "опустошитель" погибает.

По этому толкованию последняя седьмица - не 7 календарных лет, а окончательный, эсхатологический промежуток в Божьем плане между первым и вторым пришествиями.   

Самое главное во всем этом то, что Даниил молился Богу и получил полный ответ на свою молитву, глобальный ответ размером со вселенную.