вторник, 21 августа 2018 г.

Надежда и покаяние (Ефрем Сирин, IV век)

"Надежда направляет грешника по пути покаяния к милости Божьей." 

"Hope guides the sinner along the way of repentance to the mercy of God."

среда, 25 июля 2018 г.

О пользе истины и вреде "мечты"

Во всех сферах жизни есть желание и стремление развиваться. Кто-то хочет бросить лишний вес или привести себя в должную физическую форму, кто-то хочет "потянуть" английский язык или другие знания, кто-то ходит не те или иные курсы для работы или для другой сферы.

В отношении христианской веры вполне законно, желательно и даже необходимо расти. Феномен "остановившегося" христианина более похож на останки динозавра чем на живой организм. "Остановиться" в данном случае имеет в виду довольствоваться достигнутым уровнем развития и/или возможно духовно-церковным статусом. Это плохо: надо расти, развиваться.

В этой связи возникает вопрос: а как? Как мне расти духовно?

Вообще-то можно просто ссылаться на замечательную проповедь Джона Уэсли (XVIII век) под названием: "Средства приобретения благодати". Между прочим, читайте! Джон Уэсли отвечает на популярное представление своего времени, а именно "ожидание Бога", то есть практика пассивности в плане духовного роста. Если очень кратко, то он предлагает ожидать Бога не без средств, а "в" средствах: ожидая Бога, молясь, читая Писания, находясь в общении с верующими итд.

В наше время есть немного другой популярный шаблон. Я назову это "мечтой" или же "фантазией". Возможно под вдохновением кинофильмов или эстрады, верующие мыслят в плоскости "мечты", то есть мое воображенный идеал, который становится для меня реальностью.

Мне кажется это ошибочно, нежелательно, потенциально вредно. А почему?

Для начала я расскажу как проявляется "мечта" в нашей христианской жизни.

Во-первых "мечта" проявляется в нашей молитвенной практике и особенно в песнопениях. Очень сейчас много песен христианских развивают такую тему: мы с Богом рук об руку ходим по пляжу, с Богом я парю как птицы в полете, волны твоей любви падают на меня. Создается некая выдуманная реальность, где мы с Богом вместе и все хорошо. И, как будто, мечтая об этом вслух, а еще лучше в большой толпе, эта мечта становится реальностью, хотя бы пока играет музыка, пока идет "прославление".

Во-вторых "мечта" проявляется в построении планов на будущее. Я мечтаю стать таким-то или такой-то. Я мечтаю открыть церковь, где будет столько-то членов церкви. Я мечтаю сделать бизнес так-то. Конечно же это пересекается с разными светскими подходами и приемами. И, опять же, мечта становится реальностью благодаря моей "вере", то есть благодаря моему самовнушению. Если ты не разделяешь мой оптимизм, если ты не готов разделять мою "веру", "играть со мной", то ты подрываешь, разбиваешь мое сердце итд.

"Мечта" может проявляться и в плане ответов на молитву, когда просят о нереальном ("Пусть будет мир во всем мире" "Пусть никто не будет болеть"). Также "мечта" может проявляться в плане людей и общения. И в христианском общении бывает такой феномен когда все "играют в хорошие христиане", делая вид что все "бело и пушисто" или же строя из себя Тех, кем мы не являемся. Именно в этой связи сказаны слова "не мечтайте о себе". Это можно сравнить с использованием компьютерного "ника". Невооруженному глазу видно, что игра скоро закончится, снимутся маски и наигранность.

Итак, почему "мечта" вредна?

Во-первых, потому что "мечта" не "сверху" а "снизу".  Истина Божья, Божье откровение заменяется человеческим воображением. Чаще всего человек с мечтой не претендует же, что он получил это от Бога: это его идея, представление. Одно дело сдвинуть горы по Божьем слову, а другое дело самому захотеть глобально переделать мировой ландшафт. Когда Бог такое пообещал или предвещал? На каком основании ты на это надеешься?

Во-вторых "мечта" нереальна. Она не имеет отношения к тому, что есть: конкретные люди, обстоятельства, настоящее духовное состояние. "Мечта" оторвана от реальности, поэтому она не может достигаться прогрессом или ростом, а лишь "прыжком" из реальности в нереальность. И как правило этот "прыжок" ненадолго. Скоро как герои мультики мы снова окажемся в прежней реальности, но теперь еще с разочарованием.


Картинки по запросу faith chinese symbolА какова тогда альтернатива? Одной фразой: не моя мечта, а вера в Его слово. Вера это же не безрассудное убеждение во что-то невероятное, а убеждение в то, что Бог открыл. Китайский иероглиф "вера" представляет собой сочетание символа "человек" и символа, означающего рот, из которого исходит речь. Можно сказать, что вера всегда начинается не с нас, а с Бога обращающегося к нам. "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Как писал Тозер, Бог всегда прежде. Вера - наше принятие Его слова.

Если в плане молитвы и песнопений, то мы начинаем с Божьего откровения. Например, читаем отрывок или размышляем над каким-то аспектом истины. И принимаем умом и сердцем. При этом сводим к минимуму свое "я". Когда в молитвах и в песнях постоянно звучит "я!я!я!" как-то не ладится. Ведь сейчас в центре внимание Тот, к Которому обращаемся. Или, находясь в присутствии Величины нам хочется только сделать "селфи"?

Если в отношении планов, то конечно можно стремиться к большим делам. Помнятся слова Уильяма Кэри, основателя зарубежной миссионерской работы баптистов: "ожидайте большое от Бога, предпринимайте большое для Бога". Но при этом пусть все будет по Слову, в рамках откровения.

Также с ответами на молитву и в отношении людей и отношений. Во всем нужна реальность, трезвая оценка настоящей ситуации. Как говорил один проповедник: "путь во славу начинается с того, где ты сейчас стоишь".

"познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Иоанна 8)

Иллюстрации в проповедях и не только

«...от всякого случая и от всякого видимого создания к невидимым можно рассуждение обращать... и так духовно пользоваться... Ничем так не изъясняется и понятным делается и в памяти углубляется учение, как подобиями тех вещей, которые чувствам нашим подлежат пред глазами нашими обращаются» 

(Творения святителя Тихона, т, 2, стр. 108)

четверг, 28 июня 2018 г.

Jean Claude, Charenton and expository preaching

Call me a dinosaur, but I love the past. And not only out of a sense of nostalgia, but also because I think that many of the issues and challenges we face in life and in Christian life are those shared by people of all ages; and potentially addressed by those who have gone before us.

Nowhere is this more true than when it comes to interacting with God's Word.

I recently saw on my Facebook newsfeed a post by a brother, extolling the virtues of a book on preaching. He described the book, written in the late 20th century, as being the A-Z of preaching. Haddon Robinson's Expository Preaching does have some merits, but it is most definitely standing on the shoulders of giants. (Incidentally, if I were to recommend a single book on preaching, it would be Donald Coggan, Stewards of Grace)

I would like to introduce you to one of the giants of preaching, whose principles of sermonising, unbeknown to many, are the basis for much of what is today called expository preaching.

Jean Claude (1619-1687) was a French Huguenot, which means that he was a Christian in the Reformed Protestant Tradition (Zwingli, Calvin etc.) living in France; French Reformed Christians are called Huguenots. He lived in the 17th century when Reformed Christianity was officially tolerated but in reality persecuted in France. Having studied at Montauban Jean Claude taught theology at Nimes, before serving as pastor of the central Huguenot congregation at Charenton (Protestants were banned from Paris). In 1685 when the Edict of Nantes, tolerating Protestant Christianity, was formally revoked in France, Jean Claude took refuge in the neighbouring Netherlands where he lived for another couple of years and wrote various works, including a history of the persecution of Huguenots in France and his most famous 'Treatise on the Composition of Sermons' published posthumously.

So, what is so great about Claude's Treatise?

Firstly, it represents a comprehensive distilling of the accumulated wisdom of rhetoric for the 17th century practitioner of expository preaching. Drawing on the principles of classical rhetoric (including Augustine's On the Teaching), Claude applies these to the weekly task of sermonising on Biblical texts. He discusses the length of passages to select. He gives principles for breaking passages down into an outline of points. There is lots of road-tested wisdom on pitfalls to avoid, for example dealing with trickier preaching texts.

Secondly, and just as significantly, Claude's Treatise was translated into English in 1778 and read by Charles Simeon. Charles Simeon was an Anglican minister at Cambridge, whose long tenure at Holy Trinity Church allowed him to disciple a generation of Cambridge students, whose ministry passed on Claude's principles in the form of countless sermon 'skeletons', thus furthering the cause of expository preaching. One of Simeon's more famous disciples was Henry Martyn, whose brief but brilliant missionary career left a mark in India and Persia.

So, the next time the preacher announces, "I have three points for you today," or, "This passage can be broken down into four sections," please remember a debt of gratitude not just to well-known 20th century expositors, but also to a French Huguenot whose thoughtful treatise lives on in our 21st century.

среда, 27 июня 2018 г.

... форма приемлемого поклонения истинному Богу... (1647)

Картинки по запросу child singing praise jesusI. Свет природы показывает, что есть Бог, Который владычествует и верховенствует над всем, Который благ и добр ко всем, и поэтому Которого следует бояться, любить, прославлять, призывать, доверять и служить всем сердцем, всей душой, и всеми силами. (а) Однако, форма приемлемого поклонения истинному Богу установлена Самим Богом, и ограничена в рамках Его открытой воли так, что Ему нельзя поклоняться согласно человеческим соображениям и способам, или внушениям Сатаны, под каким-либо видимым изображением, или в какой-либо форме, не прописанной в Священном Писании. (б)

(а) Рим 1:20; Деян 17:24; Пс 118:68; Иер 10:7; Пс 30:23; Пс 17:3; Рим 10:12; Пс 61:9; Иисус Навин 24:14; Марк 12:33.
(б) Втор 12:32; Мф 15:9; Деян 17:25; Мф 4:9,10; Втор 4:15-20; Исх 20;-6; Кол 2:23.

четверг, 21 июня 2018 г.

Каждый человек... защищен

"Каждый человек, ведя себя как добропорядочный гражданин, и отвечая лишь перед Богом за свои религиозные взгляды, должен быть защищен, поклоняясь Божеству по требованиям его собственной совести". 

(Ответ Джоджа Уошингтона Христианам-Баптистам штата Виргинии)

"Every man, conducting himself as a good citizen, and being accountable to God alone for his religious opinions, ought to be protected in worshipping the Deity according to the dictates of his own conscience."

(George Washington, Letter to the Virginia Baptists) 

четверг, 12 апреля 2018 г.

Пир во время чумы? (Ездра-Неемия)

Иногда в какой-то тяжелый день, когда в мире тревожные новости, удивляюсь тем, как верующие братья и сестры, как будто живя на другой планете, делятся библейскими истинами, как бы оторваны от той действительности в которой мы живем.

Esdras-Ezra.jpgВ то же время бывает и так, что среди тех событий, которые происходят вокруг нас, Бог обращается к нам не просто реакцией на происходящее, а словом актуальным, словно о небесном царстве среди царств земных. 

Говорят про одного известного священнослужителя, что ему задавали вопросы о современности, а он всегда отвечал ответами из Евангелия, образно перенаправляя "повестку" на царство Божье. 

Вчера на изучении Библии мы разбирали очередную, четвертую главу книги Ездры. Получается больше всего времени мы уделили разбору дат и правителей, вникая в хронологию времени после вавилонского пленения. Вот что мы выяснили: 

ПравительГодыСобытия Библия 
Сеннахирив722Взял Самарию4 Цар 17  
Навуходоносор586Взял Иерусалим4 Цар 25
2 Пар 36
Кир II
539-522
(I) Зоровавель/основание храмаЕздра 1-4
Дарий I522-486
(II) Храм достроен (520-516)(Аггей, Зах)
Ездра 5-6
Ксеркс
(Ахашверош) 
486-464Муж Есфири(Есфирь)
Артаксеркс I
464-424
(III) Ездра вернулся (458!) 
(IV) Неемия (445-433) 
(V) Второй “срок” Неемии
Ездра 7-10
Неемия 1-12 Неемия 13
Дарий II423-404

Артаксеркс II


Артаксеркс III



Получается, книги Ездра-Неемия повествуют о 4-5 разных периодах (римские цифры выше). 

А актуальность всего этого?

Тут можно много чего говорить. Но, к примеру, вернувшись на родину, народ Божий испытывал трудности, а также разочарование в связи с тем, что настоящая действительность уступала прежней славе (к примеру, Ездра 3:12). И все-таки, несмотря на все, что происходило вокруг, они построили храм.