четверг, 16 октября 2014 г.

Надо лечиться! (отзыв о книге Мартина Буцера: "Об истинном попечении о душах")

Душепопечение - очень актуальный вопрос в церкви и в обществе вообще. Есть нужда в душепопечении. Существует множество книг на эту тему, выступают разные эксперты, практикуется множество разных подходов.

Как и во всякой сфере жизни помимо "последнего крика" и всяких новых подходов есть и классические, основополагающие труды по данному вопросу. В данном случае, это - "Об истинном попечении о духах" Мартном Буцером. Это - протестантская классика по душепопечению. 

Мартин Буцер (1491-1551гг) был реформатором церкви в XVI веке. Он относится к такому же разряду реформаторов как и Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин. Буцер трудился в Страсбурге. Его позиция ближе к швейцарской реформации чем к Лютеру, но он известен как некий "мост" между разными течениями в Реформации. Буцер был противником радикализма в Реформации и был готов оставлять какие-то церковные традиции и обряды, вкладывая в них евангельский смысл. Во многом церковное устройство Кальвина заимствовано именно у Буцера. Кальвин провел некоторое время в Страсбурге и там служил пастором французско-язычной церкви. Заслуга Буцера прежде всего в вопросах церковного устройства и жизни. После Страсбурга Буцер прожил в Англии, где был профессором богословия при Кембриджском университете и оказал большое влияние на английскую Реформацию.  

Труд "Об истинном попечении о душах" построен на стихе Иезекииль 34:16: "Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде". В этом стихе Буцер увидел 5 типов овец и Божий подход к каждому из них. 

Третий тип овцы, которому посвящена девятая глава книги, есть "пораненная". Здесь, по Буцеру, речь идет о том, чтобы "содействовать истинному преображению (реформации) тех, кто, хоть оставаясь в общении церкви Христа, упали и тяжко согрешили". Другими словами - церковная дисциплина для членов церкви.

Сразу же возникает вопрос: зачем? Тем более, что в то время церковная дисциплина и практика церковного покаяния (исповедь, епитимия итд) в католической церкви скорее искажали евангельскую истину о благодати и о прощении грехов через веру. Зачем тогда продолжать такую практику? Вот Буцер и отвечает. 

Основные библейские тексты, на которые Буцер опирается - от Матфея 18:15-17; 2 Коринфянам 2:6-8; 2 Коринфянам 12:20-21; Галатам 6:1-2. 

Буцер понимает пасторскую (душепопечительскую) работу в данном случае как некое мощное лекарство. При этом действие лекарства - двойное: обличение и утешение. Для настоящего исцеления некоторые раны (грехи) требуют продолжительного периода лечения. В ранней церкви это выглядело так: исповедание (признание греха), покаяние (период восстановления, включая плач о грехах и плод покаяния), а потом полноценное примирение с церковью. При этом Буцер не отрицает, что Божье прощение дается сразу при исповедании. Но одних слов "Простите, я больше не буду" мало для восстановления. 

После совершения тяжких грехов, таких как отречение от Христа, идолослужение, блуд итп. исповедовавший проходит время восстановления когда он плачет о грехах, творит плод покаяния, после чего он вновь допущен до причастия церковью. Цель этого времени: смирение перед Богом, более глубокое осознание греха и отвержение его, усиленное желание вернуться к верному пути христианского послушания. 

Буцер пишет однозначно: "Покаяние не есть удовлетворение для прошлых грехов, а лекарство для настоящих и будущих грехов, потому что цель покаяния - вытеснить и очистить от оставшихся похотей и греховных желаний и таким образом от будущих преступлений". 

Буцер приводит множество примеров из Ветхого и Нового Заветов, когда именно так Бог восстановил людей согрешивших, а не сразу при первом исповедании утешая их. К примеру он считает, что согрешивший о котором говорится в посланиях к Коринфянам, был на церковном взыскании около года. После этого Павел говорит: "вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью". (2 Кор 2:7)

Это только одна глава из книги Буцера. И он конечно не один единственный практик и эксперт по душепопечению в церкви. Но даже в его рассуждениях о "пораненных овцах" есть много поучительного и полезного для нашего душепопечения и для наших церквей. Пусть Бог благословит пресвитеров и церкви мудростью в умении работать с теми, кто упал в грех, чтобы помочь им снова встать на ноги, восстанавливаясь полноценно. 

Очень рекомендую данный труд Мартина Буцера. Он есть на немецком, латинском и английском языках. При спросе можно подумать о переводе на русский. 
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий