пятница, 18 марта 2016 г.

Слово "Бог" по-китайски (Вычерк из Курса лекций по истории церкви в Новосибирской Семинарии)

[В миссионерской практике Римо-католической церкви] поднялся вопрос о «приспособлении»: нет необходимости разрушать культуру и обычаи неевропейского населения, необходимо стараться максимально к ним приспособиться. Ставится цель рукоположения местного духовенства и учреждения новых епархий.

Однако на этой почве в Китае возник спор о китайских обрядах. Дело касается следующих вопросов:

  • Перевод на китайский язык слова «Бог»: только Тяндзу (Господь неба - картина выше), или можно ли также перевести слово "Бог" как Тян (небо - картина выше, иероглиф слева без второго иероглифа) и Шангди (верховный император - картина ниже)? Последние два термина имели истоки в безбожной философии Конфуция.
  • Почитание предков, в том числе почитание философа Конфуция (почетный «общий предок» всех китайцев).
Успешная практика «приспособления» практикуемая орденом Иезуитов была опротестована доктринально строгим и возможно завидующим Иезуитам орденом Доминиканцев. В конечном итоге в 1704 папа Климент XI принял решение против приспособления. Отныне слово "Бог" следует перевести только словом Тяндзу. Другие аспекты приспособления также были запрещены. В результате китайские власти поменяли свою позицию по отношении к церкви и в 1721 все миссионеры были выдворены и церковь запрещена. Нисмотря на запрет, церковь выжила и, после небольшого спада, росла. Около 1800г считается, что было около 200 тысяч католиков в Китае.

После двух Опиумных войн в 1844 и 1860гг западные страны добились открытия Китая для торговли и для миссионерства (к сожалению такое позорное сочетание). Тесные отношения между церковью и державами-империалистами стали почвой для ксенофобии. В результате, например, в Боксёрском восста́нии (Ихэтуа́ньское восста́ние) с 1898 по 1901гг погибли десятки тысяч христиан как «агенты империализма».

Римо-католическая церковь, имеющую более давнюю историю в Китая, росла быстрее чем протестантская и в 1909 составляла 720 тысяч верующих. Однако она была иностранной. Священник Винсент Леббе призывал церковь стать китайской.

Комментариев нет:

Отправить комментарий