суббота, 15 сентября 2018 г.

Как сохранить церковное единство? (XVI-XVII вв)

Как известно, протестантские христиане, хоть и имеют христианское общение между собой и сотрудничают в рамках разных организаций как, например, Лозаннское движение, тем не менее не объединены в единую церковную структуру.

Обобщая, протестанты делятся на три течения: высокая церковь (англикане, лютеране), реформаты (в том числе пресвитериане) и добровольные общины верующих (анабаптисты, индепенденты, баптисты и другие).(См. рисунок.)

На тему "единство" я хотел бы поделиться информацией о том, как относятся к единству в реформатской традиции, в частности в пресвитерианстве.

Дело в том, что, возможно вопреки чьим-то представлениям, протестантская церковь не была везде сразу раздроблена изначально. По большому счету конфессиональное разнообразие было продолжением разнообразия национальных церквей (на подобии "поместных церквей" в православном сообществе) в рамках единой Римо-католической церкви до Реформации (анлгиканская церковь, скотиканская церковь, галиканская церковь итд). К примеру в Шотландию была единая шотландская, протестантская церковь (Церковь Шотландии) вплоть до XVII века, то есть примерно сто лет. Также в Швейцарии была одна реформатская церковь. Во Франции также. В тех землях, где церковь провела реформацию по евангелическому (лютеранскому) образцу по большому счету изначально были только лютеранские церкви. 

На самом деле в протестантском христианстве очень ценилось (и ценится) единство. К примеру, в Шотландии такие мыслители как Дэвид Диксон (1583–1663) писали целые труды о сохранении единства.

Сегодня я хотел бы рассказать об одном очень практическом проявлении единства в протестантской среде на примере одной церковной практики в пресвитерианской традиции:

Дело в том, что по ходу церковной жизни возникают разногласия. У каждого человека есть свое мнение, свое субъективное восприятие того или иного вопроса. Бывают спорные решения, спорные личности, кого-то рукополагают в служители и нам не нравится, кого-то наказывают церковной дисциплиной (или прощают) и мы не согласны. Что делать? 

В контексте пресвитерианского строя есть процедуры для возражания, тем не менее сохраняя единство церкви.

Есть, например, "несоласие" (dissent). Это если человек участвует в каком-то церковном совещании и он не согласен с конкретным решением этого совещания. В протоколе совещании записывается, что тот-то и тот-то не соглашался с тем-то решением.

Дальше можно подать "протест" (protest). Это уже делается в письменном виде и выражает принципиальное несогласие с каким-то решением. В "протесте" заявитель дает конкретные причины, почему он считает, что решение содержит "нарушение или упущение" (irregularity or delinquency).

При этом эти действия не отменяют данные решения. Все участники, в том числе те, которые возражали, обязяны поддержать или по крайней мере не подрывать данное решение. Если они не могут смириться с решением это уже называется "неповиновение" (defiance) и может влечь за собой церковное взыскание (например, лишение рукоположения).

Пусть Бог благословит христиан-протестантов, а также все сообщества исповедующих веру в единого Бога Отца, Сына и Духа Святого христиан, мирно выражать разногласия и при этом сохранить единства для славы Господа нашего Иисуса Христа.

"Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня" (от Иоанна 17:21)

Комментариев нет:

Отправить комментарий