пятница, 18 января 2013 г.

Впечатления о Китае (часть IV): Христианство в Китае


Христианская вера впервые появилась в Китае в VII веке когда такие несторианские монахи как А-Ло-Пен из Месопотамии принесли "Светлую религию" в Серединное царство. Этот факт запечатлен на т.н. Несторианской стеле 781г.

Миссия Римско-католической церкви в Китай началась в XIII веке, и была обновлена при Франциске Ксаверии в XVI веке. О присутствии римо-католиков в Китае свидетельствует громадный собор в г. Дзинани (фото) на территории государственного университета Шандонгской провинции. Русская православная церковь открыла миссию в 1682н на базе российского посольства в Пекине.

Первым протестантским миссионером в Китай был Роберт Мориссон в 1807. Он нес служение в порте Кантоне, так как в то время Империя была закрыта и передвижение воспрещено для иностранцев. В результате т.н. Опиумских войн, соглашения 1842 и 1858гг открыли Китай для ввоза опиума и также предоставили въезд для иностранных миссионеров, самый известный из которых - Хадсон Тейлор. Влияние зарубежных государств в Китае, в том числе миссионерская работа, стало яблоком раздора в XIX и XX вв. и послужило фактором по крайней мере в двух кровавых массовых восстаниях.

К 1914г были около 1,5 миллиона римо-католиков и 250 тысяч протестантов в Китае (при общем населении 400 миллионов). Китайская церковь была утверждена и имела перспективу, что дальше вырастет. Однако после наступления Китайской Народной Республики в 1949г все иностранные миссионеры были выдворены и церкви подвергались преследованиям.

Если перемотать до 2013г, то ситуация кардинально изменилась. Церковь не только прошла все испытания, но и процветает и растет как самобытное движение и на сегодняшний день охватывает от 40 до 100 миллионов человек. Есть официальные государством разрешенные объединения церквей протестантов и католиков, которые насчитывают соответственно 18 миллионов и 6 миллионов членов и приближенных. Сверх этого есть неисчислимое количество протестантов и католиков, которые находятся вне этой государственной структуры, возможно еще 30 миллионов протестантов и 7 миллионов католиков - а может быть намного больше.

Накануне Рождества Христова (24 декабря) мы ходили на рождественский концерт в одной государственной протестантской церкви, вместе с другими иностранцами (откуда некитайские лица на фотографии). На угад были около 1000 посадочных мест в молитвенном доме и зал был уже полный за час до начала в 19.00. Люди стояли сзади и с помощью большого экрана и колонки передали службу для тех, кто стоял на улице (или проходил мимо). Были представлены все возраста, включая семьи с ребенком. Пока концерт не начался, присутствующие пели такие известные по всему миру рождественские гимны как "Тихая ночь" в ревностном китайском исполнении. Концерт начался с краткого обращения прочитанного по бумашке старшим пастором в пуховике (было прохладно в помещении). Основная часть концерта - выступления музыкальных ансамблей разных возрастов, включая детский хор. К концу концерта были менее уместные выступления на тему "все народы Китая" - танцевальная постановка в стиле балета и смешная сценка с участием представителя уйгурской национальности. Однако общее впечатление было о живой церкви, празднующей рождение Спасителя во всеслышании.

В разговорах с нехристианами (Джао Ли, моя невестка Мяю Мяю и другие) я так понял, что христианство присутствует, имеет какое-то признание и растет, но, по крайней мере среди тех нехристиан, среди которых общался я, не было верующих среди узкого круга друзей и родных и сама вера незнакома. Кажется, что в таком большом городе как Дзинань все лишь несколько церквей на общее население 4-6 миллионов и мы не видели неофициальные церкви. Современные китайцы открыты разговаривать и задавать вопросы о вере и сами поднимают тему, но видно что очень мало знают. Это также касается более традиционной для Китая буддистской веры, которую практикуют лишь небольшое меньшинство и то в основном не молодежного возраста (при этом в городе есть огромный монашеский комплекс - фото). Кажется, что материализм и суета повседневной жизни требует то время и те усилия  которые можно было потратить на духовный поиск или на практику веры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий