вторник, 3 ноября 2015 г.

Стиль прославления - библейский?

В мировом протестантском христианстве, начиная наверно с 1960ых годов, произошли некоторые изменения в музыкальном служении. В итоге повсеместно новый стиль музыкального прославления стал практиковаться. Назову этот новый стиль "современным прославлением".

Речь не идет о громкости музыки или же об использовании современных музыкальных стилей в церковной музыке. В принципе это - нормальный, естественный процесс, с учетом только того, что церковной музыке свойственно некий консерватизм, поскольку она должна охватить все возраста и выражать преемственность с церковью прошлых веков.

А речь здесь идет глубже: о философии прославления.

Нередко слышу в разговоре такие вопросы: "А у вас в церкви есть нормальное прославление?" Имеется в виду: "Практикуете ли вы в церкви тот стиль прославления, который зародился в северной Америке с 1960ых годов?"

Итак, предлагаю следующий список вопросов. Проверяете себя и свои церкви: практикуете ли вы следующий стиль прославления?

1. Прославляя Бога музыкально, создаете ли вы некую атмосферу, в которую Бог "приходит" и в которой "присутствует"? Такая философия прославления неверно толкует место Писания: "Но Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля." (Псалом 21:4)

2. В музыкальном прославлении происходит ли явление "провозглашения"? Под "провозглашение" имеется в виду когда верующий выговаривает желаемое и этим же "провозглашением" желаемое становится реальным (по крайней мере так кажется). В соответствующем богословии эта виртуальная реальность называется "слово веры". Она создает некий воображаемый мир в отрыве от действительности.

3. На церковном собрании участие "группы прославления" сопровождает и поддерживает ли общее пение или же заглушает и заменяет его? Члены церкви поют общим пением или подпевают под группой прославления? А роль ведущего лишь способствует пению и молитве членов церкви или контролирует, "лезит" в душу участвующих?

4. Что касается содержания песней, то насколько они передают здравое учение, истину? Или, наоборот, бывает ли так, что содержание песен непоследовательного характера или его практически нет (напр. многократное повторение одной фразы) и не столь важно в песнопении как сердце, настрой, эмоции?

5. Если описать те "отношения" с Богом/отношение к Богу, которое подразумевает прославление, то склоняет ли прославление к благоговению перед Богом через веру в Иисуса Христа или больше к некому чувственному слиянию в Бога?  

Наверно эти вопросы не охватывают все аспекты прославления, но в чем-то они помогут объективно оценить стиль прославления. Вполне возможно исповедовать правоверное богословие но при этом практиковать стиль прославления, который кардинально противоречит тому же вероучению.

Хорошо. А как тогда должна выглядеть музыкальное прославление в церкви? Как выглядит полноценно библейское, протестантское, евангельское прославление? 

1. Библейское, протестантское, евангельское прославление строится на истине, что Божье присутствие на собрании осуществляется Его обетованием (Мф 18:20) и через благодатные средства: учение Апостолов и общение, преломление хлеба и молитвы (Де 2:47). Сравните действия пророков Ваала и пророка Илии на горе Кармил (3 Царств 18).

2. Здравое прославление не есть самовольное приближение к Богу или взывание Его присутствия, а несет характер ответа ("Аминь") на Божий зов, Божье Слово, на Божью благодать. Это может выражаться покаянием или прошением или благодарением. В частности свойственна евангельской вере нота благодарения. Прославление прежде всего говорит о Боге, не о нас и о нашей вере или о наших чувствах.

3. В основе всякого прославления лежит истина Божья, здравое, разумное учение. В реформатской традиции очень ценится пение текстов Писания, чтобы не было сомнения в содержании того, что поется. Когда мозг отключается и дается волю чувствам то не факт что это еще прославление Бога.

4. В прославлении и в молитве вообще нужны не громкие заявления, провозглашение желаемого или чувственное воображение, а трезвое смирение и признание реальности.

5. В соответствии с драгоценной истиной о всеобщем священстве верующих основная форма церковного прославления - общее пение. Именно это возродили при Реформации после того, как столетиями члены церкви стали лишь зрителями церковного спектакля.

6. Прославление склоняет человека к здравому благоговению перед Богом через веру в Иисуса Христа, а не к неуправляемым экстазам или чувственному слиянию в Бога.

1 комментарий: