среда, 21 декабря 2011 г.

Дальнейшая реформация

Все больше убеждаюсь в важности XVII века для протестантского христианства, для христианства в целом и вообще для истории мира.

Готовясь к курсу лекций об истории Реформации (1453 по 1648гг) я решил исправить крен к англоязычному миру и в своем материале и вообще в пособиях по истории Христианства. Искать было нелегко, в том числе и потому что для начала даже не было ключевых слов для поиска. Но я докопал до золота.

Особо богатой жилой является история Нидерландов. Эта небольшая страна оказала огромное влияние на мир в XVII веке: и в экономике и через зарубежные владения и в геополитике и благодаря политике веротерпимости и в отношении богословской мысли.

Именно на территории Голландии выживали и процветали английские независимые церкви и благодаря контакту с другим преследуемым христианским движением (анабаптисты-меннониты) там родилась первая церковь баптистов в 1609г. Нидерландцы также были на передовой в плане богословия. Гисберт Воэций излагал реформатскую ортодоксию, Иоганн Кокцеюс систематизировал развитие заветов между Богом и Его народом и Герман Вициус писал о Заветном Богословии. Вдохновившись английским пуританским движением нидерландцы сами провели Дальнейшую Реформацию (Nadere Reformatie), стремясь к духовному обновлению и к преображению всех аспектов семейной и общественной жизни в свете Слова Божьего.

В следующем цикле лекций я буду освещать первые столкновения между реформатской верой и зарождающейся эпохой Просвещения в лице Рене Декарта ("я мыслю, значит я есть").

Также поучительно изучать о церквах протестантов-реформатов во Франции, в Германии, в Швейцарии и в восточной Европе (напр. в лице Яна Амоса Коменского).

"Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова." (Псалом 96:1) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий