вторник, 6 августа 2013 г.

Рай без Бога?

Смотрю в youtube.com Кристофера Хитченса (умер 2012г), выступающего за новый атеизм.

В победоносном настроении Хитченс (фото) бросил вызов задающему ему вопрос человеку и всему залу, привести пример общества или государства, которое впало в тиранию, рабство, голод и пытки, исповедовав учение Лукреция, Демократа, Галилея, Спинозы, Дарвина, Бетранда Расселла, Джефферсона, Томаса Пейна (картинка).

Другими словами Сталин, Мао, Пол Пот и прочие атеисты - уроды другой формации, тогда когда научный и рациональный гуманизм чист от преступлений религии.

Вопрос сильный. Размышляю над ним. Дело в том, что надо бы перечислить варианты ответа. Ведь если по сути вообще не было такого общества, то вызов немного пустой, риторический. Какие же государства или же общества были основаны на учении вышеперечисленных мыслителей?

Список конечно разнообразен. В принципе Галилей не исповедовал какую-то свою философию (он был номинальным католиком), еще и в списке перечислены представители рассвета эллинизма, европейского просвещения и два представителя современности.

Но самый очевидный кандидат для рассмотрения - французская революция 1789г. Считается, что революция была логическим исходом Эпохи Просвещения, среди представителей которой Спиноза, Джефферсон, Пейн (картинка). Ценности 1789 и последующих событий - ценности французских философов, таких как Вольтер, Дидро. Но и что получилось? Громко объявленные права человека вовсе не помешали кровопролитию во имя Свободы, равенства и братства. Были две неудачные попытки заменить христианскую веру безбожьем и рационализмом. В результате по всей Европе была реакция на ужасы французской революция, повсюду возрождение веры, традицонализма.

Было бы интересно услышать ответ Хитченса на приведенный пример. Без сомнения он бы опровергнул, указал бы на наследственность французских королей или же на деизм (не атеизм) большинства из философов.

Однако есть другая версия: всякая альтернатива к царству Божьему обречена на тиранию, потому что человек создан поклоняться и подчиняться. В этом нет отказа от свободы: именно поклоняясь истинному Богу и подчиняясь Божьему порядку, человек живет в свободе. А в условиях атеизма человек начинает поклоняться небогам. На самом деле нет доброго атеизма: эта идеология по самой сути испорчена и вредна. Как говорил Достоевский: "Если Бога нет, то все позволительно". Об истинности этих слов свидетельствует XX век. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий