суббота, 19 апреля 2014 г.

Израиль и церковь

Есть некоторые вопросы, на которые ищу ответ уже много лет, в том числе вопрос о взаимоотношении между Израилем и церковью. Еще пока я в школе учился я прочитал книгу, которая представила точку зрения, что Израиль и церковь - два совершенно разных и отдельных друг от друга сообщества. Эта же книга очень критично отнеслась к истории церкви.

Кстати картина справа - классическое церковное представление ecclesia et synagoga (Церковь и синагога), изображающее богословие "замещения" (церковь заменила Израиля в плане Божьем).

В общем есть три взгляда по данному вопросу:
А. Богословие замещения
Б. Богословие разделения
В. Богословие "святого остатка"

Сразу несколько вопросов:
1. Какое соотношение между Израилем и церковью?
2. Есть ли заветы или обетования, которые относятся к одному (одной), а не к другому (другой)? Какие?
3. Каково библейское основание для различения между ними.

1. Давайте начнем с первого вопроса: какое соотношение между Израилем и церковью? 

(А) Богословие замещения учит, что Израиль заменена церковью (картинка слева).

(Б) Богословие разделения учит, что Израиль и церковь - две разные вещи (картинка по середине).

(В) Но есть и третий вариант: "богословие святого остатка". "Израиль" как правило, а может и без исключения, относится к потомкам Авраама и тем, кто вступил в этот народ путем обрезания. Но есть оговорка: не весь Израиль есть Израиль. По всей Библии, а тем более при пришествии Мессии, получает обетования только святой остаток, "настоящий" Израиль. Этот настоящий Израиль составляет половину "церкви." Есть и вторая половина: те из народов (неиудеев), которых Бог привил в свой народ. Они однажды были чужды заветам и обществу Израилеву, а теперь они "сограждане святым и свои Богу" (картинка справа).

replacement-separation-remnant


2. Из этого вытекает второй вопрос: Есть ли заветы или обетования, которые относятся к одному (одной), а не к другому (другой)? Какие? 

(А) Богословие замещения учит, что все обетования Израилю сейчас стали достоянием церкви и не относятся к Израилю, который отпал в неверие.

(Б) Богословие разделения учит, что Бог сделал отдельные земные обетования Израилю и небесные обетования церкви.

(В) Опять есть третий вариант. Есть только одни заветы и обетования. Все заветы заключены с Израилем (в том числе и Новый Завет). Все обетования сделаны Израилю. Однако исполнение этих обетований превышают их первоначальное значение. И через Христа и верующие в Него народы причастны к данным обетованиям.
  • Аврааму было обещано ограниченное земное отечество (Ханаан), но по сути Бог даст ему "небесную страну". 
  • Или же Иисус Навин искал покой в земле обетованной, но тот покой, которые Бог ему приготовил - эсхатологический покой. 
  • Через Иезекииля Бог обещал новый храм, однако Иисус есть Храм (Ин 2, Ин 7, Отк 21).
Именно это Бог пообещал Израилю, а не те прообразы, не те "тени будущих благ", то есть те предварительные, земные обетования, теперь превзойденные более полным исполнением. Можно сравнить с отцом, который обещает своему несовершеннолетнему сыну велосипед, а потом покупает ему в подростковом возрасте мотоцикл. Сын понимает, что мотоцикл и есть исполнение отцом обещания о велосипеде. "Святой остаток" Израиля - наследник именно этих высших обетований, а не предварительных земных обетований. И вместе с Израилем те из народов, которые через Христа также стали "семенем авраамовым", наследуют то же самое.

3.  Каково библейское основание для различения между Израилем и церковью?

Есть ключевые тексты, которые раскрывают взаимоотношения между Израилем и церковью.

Наверно самый основательный - отрывок в Рим 11. Здесь можно обратить внимание на 4 этапа в истории Израиля:
  1. Растет корень, из него растут ветхи (члены Израильского народа) 
  2. Некоторые ветхи отламываются (неверные члены Израильского народа), остается только "святой остаток" 
  3. На место отломленных веток привиты "дикие ветхи" (прививание неиудеев в народ Божий через Иисуса Христа)
  4. Когда войдет полное число народов, то "весь Израиль" спасется.

Обращаю внимание, что в этой картине есть лишь один корень, один народ, одни обетования. Речь идет о том, кто станет причастным к корнем.  Нет здесь два отдельных народа или же две "программы". 

Между прочим, если не ошибаюсь, то нигде противопоставлены "Израиль" и "церковь", потому что "святой остаток" Израиля и есть часть церкви. Противопоставлены только "иудеи" и "язычники" или даже "привитые ветви" (христиане из народов) и "отломленные ветви" (неверующий Израиль).

4. А что тогда насчет буквальное исполнение пророчеств? Что насчет возрождение Израильской государственности в наши дни? 


Для сторонников "богословия разделения" очень важно возвращение Израиля на родину. Некоторые ссылаются на то, что по Ветхому Завету иудеи должны были вернуться в "неверии" по крайней мере что касается веры в Спасителя (ср. Иез 37).

Безусловно Бог любит свой древний народ и не отвергнул.

Однако ошибочно указывают не "безусловный" характер некоторых Божьих заветов и обетований. В Рим 11:29 написано: "Ибо дары и призвание Божие непреложны". Но это ведь можно отнести к фарисеям и первосвященникам, а также к Павлу до уверования. Павел же раньше говорил: "[Израильтяне], которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог". Его печаль в том, что это все принадлежит Израилю, но они отлучены от Христа. Все равно нужна вера. Без веры обетования - ни к чему.

Если говорить о земных исполнениях пророчеств, то если основанием для нахождения на земле - в заветах с Авраамом и с Моисеем, то иудеи вернулись на землю, но не имеют право находиться там, пока не уверовали в Иисуса (Втор 18:18-19). В духе послания к Евреям земные, внешние благословения указывают на их полнейший смысл.

Скорее замысел Божий, возвращая народ Израиля на историческую родину, в том, чтобы указать на высшие обетования, чтобы народ стремился не к земному, а к небесному. Мир Израилю!  

Комментариев нет:

Отправить комментарий