суббота, 5 апреля 2014 г.

Crux interpretum (о толковании текста о 70 седминах в Данииле 9)

Есть ключевые места Священного Писания, по которым есть кардинально разные толкования и которые показывают разные подходы к токованию Божьей истины. Они по сути являются "перекрестком толкователей" (crux interpretum). Одно из таких мест - текст о "семидесяти седьминах" в Данииле 9, о котором я написал блог пост два года назад. Вот данный отрывок в Синодальном переводе:
24. Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
25. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
26. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
27. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя". 
(Даниил 9:24-27) 
Кто как понимает этот отрывок? Есть несколько ключевых критериев толкования:
  • Кто разрушает город и святилище и когда? Тит в I веке или Антихрист в конце времен? 
  • Кто утверждает завет с кем? Христос с народом или Антихрист с кем-то? 
  • В каком смысле прекратится жертва и приношение "в половине седмины"? Это - исполнение закона о жертве Христом или упразднение религии при Антихристе? 
  • "и на крыле святилища будет мерзость запустения". Падение Иерусалима 70г или же поклонение Антихристу (2 Фесс 2)? 
  • "и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя" 
Есть разные подходы к толкованию данного отрывка:

1. Претеризм. События, описанные здесь относятся к I веку. После смерти Христа жертвоприношение было остановлено и храм разрушен Титом. Последняя седмина - не семь лет, но около 40 (до падения Иерусалима).
2. Историцизм. События, описанные здесь относятся ко всему времени после смерти Христа. Новый завет заключен между Христом и народом. "В половине седмины" опустошитель (Антихрист) преследует церковь, но в конце он погибает. 
3. Футуризм. События, описанные здесь еще предстоят и относятся к "великой скорби" после предполагаемого "тайного восхищения церкви". Антихрист заключает завет с Израилем, а потом упраздняет жертвы в храме. В конце Великой скорби он побежден Христом.  

Самое главное в данном отрывке происходит в конце 69 седмин, а именно явления Христа Владыка. Порой это затмевают рассуждения о 70 седмине. 

В связи с этим возникает вопрос о том, кто "буквально" толкует Писание. Кто-то буквально понимает все "седмины" (включая последнюю седмииу) как периоды семи календарных лет. Но они же видят между смертью Христа и заключением завета длиннейший перерыв (больше чем предыдущие 69 седмин!), хотя после 7 седмины не было перерыва и нет для этого основания в самом тексте.


Задача не в том, толковать Писание как можно буквальнее, а как можно вернее. Что авторы, и за ними стоящий Бог, намеривали, "имели в виду"? В этом нам всегда выручает контекст и в частности правило толкования: "когда возникает вопрос об истинном и полном смысле какого-либо места в Писании (которое не бывает многозначно, но однозначно), следует исследовать и познавать другие места, говорящие об этом более ясно". Например, где в Данииле еще говорится о заключении (подтверждении) завета?

Комментариев нет:

Отправить комментарий