суббота, 29 ноября 2014 г.

Устав Святого Бенедикта Нурсийского, ок. 547г (отзыв)

Я недавно прочитал Устав Святого Бенедикта Нурсийского, основополагающий текст западного монашества. Бенедикт Нурсийский жил в Италии в VI веке в смутное и военное время, когда народы-варвары вторгались в бывшую Римскую империю. Возможно кажется это все далеко от нашей действительности и вопросов, а тем более от реалий нашей христианской жизни, но хотелось бы поделиться тем, что я открыл в этом тексте.

Сердцевина христианского пути в представлении Бенедикта - послушание. "Путем послушания мы идем к Богу." Послушание противопоставляется лени, но и самоволию. Послушание идет вразрез с нашей падшей природой и для послушания мы нуждаемся в Божьей благодати. Монастырь предназначен быть "школой служения Господу".  

Устав Святого Бенедикта - прост и умерен. Устав не предписывает экстремальный аскетизм, а умеренную форму совместной монашеской жизни. Во многом устав предписывает более строгую форму церкви: жизнь монаха должна быть "постоянным Великим постом". Устав предписывает ежедневное расписание молитвы и труда. Воспитание монахов должно быть мудрым: меры наказания/воспитания должны соответствовать нарушениям и должны быть приспособленными для человека и к случаю. Есть предписания об использовании общего имущества, об употреблении пищи и питья.

Чтобы стать монахом человек проходил год испытания, а потом принимал троякий обет о постоянстве (остаться в монастыре), об обращении (вести монашеский образ жизнь) и послушании (уставу и руководителю-авве). Аввы (руководители монастырей) должны мотивировать интересы монахов, они должны быть образованными, целомудренными, спокойными и милосердными; аввы должны ненавидеть изъяны, но любить братьев-монахов. Аввы должны стремиться к тому, чтобы их не боялись, а любили.   

Устав Святого Бенедикта основан на более ранний устав, но он стал главным и самым авторитетным текстом западного монашества, которое в свою очередь оказало огромное влияние на всю западную цивилизацию, особенно с IX века ("Бенедиктинские столетия"). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий