понедельник, 10 ноября 2014 г.

Всезатмевающая благодать

Традиционный аттракцион в парках развлечений - комната смеха. Идея - проста: разные зеркала искажено изображают форму посетителя. И все смеются.

Бывает и библейская комната смеха. Берется какая-то доктрина, то есть один аспект Божьего откровения, который по сути есть истина, но при этом происходит некое искажение, прежде всего касательно взаимоотношения с другими доктринами.

Один вариант такого искажения назову так: всезатмевающая благодать.

Вообще-то благодать - драгоценнейшее слово на устах верующего человека. И само слово, и идея, которую оно выражает, есть сердцевина новозаветного откровения и библейского откровения вообще.

Однако нельзя сказать, что благодать - единственная доктрина христианская.

Каким образом можно искажать Божью благодать? 

  • Когда восхищение тем, что Бог спасает нас безусловно, даром, вопреки нашей падшей природе, упраздняет требование к нам, чтобы мы приняли его дар. Настолько возвышается Божья инициатива в спасении, что мы в ролях лишь пассивного орудия. Порой приводится стих из Римлянам о "горчешнике" и "глине". Кто еще не сделал, пусть перечитает эти ветхозаветные места (напр. Иеремия 18), чтобы понять о чем именно идет речь. Ведь субьект ("я", действующее лицо) покаяния и веры - человек, а не Бог. Хоть Бог и содействуют этому, но каюсь, верю, надеюсь, люблю я. Спасая человека, Бог не начинает заново, он восстанавливает то, что уже есть, он работает с таким "сырьем" как мы. Словами Дортского синода "Божественная благодать возрождения действует в людях не так, точно они брёвна или камни, не отменяет волю и ее свойства и не принуждает ее силой, но духовно оживляет, исцеляет, преображает и — одновременно желанно и мощно — направляет ее."
  • Когда противопоставление благодати и закона перерастает в антиномизм ("против закона"). Учение антиномизма заключается в том, что Христос исполнил закон за нас и этим же упразднил закон, поэтому зря мы говорим о том, что мы спасены для того, чтобы исполнить закон. Здесь путаются понятия "спасение от" и "спасение на". Мы не спасены "от" добрых дел, то есть они не являются причиной или основой для нашего оправдания, но получив оправдание, мы обязательно начнем исполнять закон, мы спасены "на" добрые дела (Еф 2:10). Именно добрые дела являются необходимым признаком веры и критерием на Страшном суде (ср. Отк 20; 22:13). Христианин вовсе не освобожден от соблюдения заповедей. В традиционном протестантском богословии это называется "новым послушанием" или "третьем назначением закона". В Новом Завете есть словосочетание "закон Христов" (напр., Гал 6:2)    
  • Третье проявление такой "всезатмевающей благодати" в представлении о духовной брани и о борьбе с грехом. Ведь логика Нового Завета идет так: сражайся, ибо Христос победил (Еф 1 и 6, Рим 8, Кол 3, Евр 12, книга Откровения и другие). Но можно так искажать благодать, что эта борьба не нужна, ведь за тебя Бог уже все сделал. Стараться не надо, просто спокойно "почить" в победе Христа. Мол, просто пойми, что все уже сделано и ты уже победил. Врага уже нет, значит ты его победил. Духовная брань сводится к "мысленной игре". Но это искажение.  
  • Еще одно проявление - фатализм. Бог все уже усмотрел, значит "что будет то и будет". Зачем стараться, все равно ничего не изменишь. Но тайна Божьих установлений в том числе в том, что они включают и нас, и наши действия. Сколько раз в Священном Писания звучит словосочетание "если... то...". Образно говоря, мы находимся на Божьей театральной сцене. Именно в Его руках вся пьеса, концовка, а наша задача - "играть" свою роль, выполнить Божью волю конкретно в моем случае.  
Пусть Бог нас благословит, чтобы мы восхищались Его благодатью, но не искажали истину в целом, не вдаваясь в крайности, не снимая с себя ответственность или сомневаясь в необходимости прилагать усилия на христианском поприще. 

1 комментарий: