среда, 14 декабря 2016 г.

Синяя печать (о преемственности)

Image result for синяя печатьКто живет в России или в российском ближнем зарубежье, тот знаком с феноменом "синей печати". Медицинские справки, водительские права, паспорт, заверенные документы: везде нужно подтверждение подлинности в виде синей печати. Без нее ничего не действительно. А вот и бывают случаи, когда печать есть, соблюдены все официальные требования, а на самом деле за печатью ничего не стоит: пациент нездоров, права куплены, документ подделан. 

Символ веры 381г, вероисповедание всех христиан, гласит: "И [верую] в единую, святую, кафолическую и апостольскую церковь...." А что значит в данном случае "апостольская"? 

Кто-то отвечает на этот вопрос, ссылаясь на преемственность рукоположения. По такому раскладу, апостольской является та церковь, в которой соблюдается беспрерывная цепочка рукоположений вплоть до апостолов. На сегодняшний день таковыми являются восточно-православная церковь, римо-католическая, англиканская и некоторые ветви евангелической церкви (лютеране). Кстати так называемые "неопротестантские" церкви, то есть церкви по образцу "добровольная община верующих", тоже приняли христианскую веру от общей христианской церкви и многие, а может даже и все, восходят к личностям, которые имели рукоположение по апостольской преемственности. К примеру, первый общий баптист, Джон Смит, был рукоположен епископом города Ликольна, Но эти церкви не претендуют на преемственность рукоположений и понимают данный вопрос по-другому (см. дальше).

В первом веке, как ни странно, с этой же проблемой столкнулся один из Апостолов: Апостол Павел. Ведь он не был из круга учеников Христа, а уверовал лишь несколько лет позже на Дамаском пути. Павел осознал, что как Апостол он являлся неким исключением:
"а после всех явился и мне, как некоему извергу, ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною". (1 к Коринфянам 15)
После того, как Павел был остановлен Господом на Дамаском пути, он принял крещение и на него возложил руки Ананий, который не был Апостолом, а возможно и не был пресвитером. Но рукоположения от других Апостолов Павел не получал. И только много лет спустя он приезжал в Иерусалим и ему подали "правую руку общения", о чем он повествует в послании к Галатам.

А вот в Антиохии, где Павел много лет нес служение, возник церковный спор. Петр, у которого было безупречная преемственность от самого Господа, стал отдаляться от общей трапезы с христианами из язычников ради того, чтобы угодить ревнителям о законе Моисеевом. Павел увидел в этом искажение самой сути евангелия.
"когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?" (Галатам 2) 
Петр послушался Павла (см. картинка Эль Греко). И на основания этого опыта Павел пишет галатам такие слова:
"Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема." (Галатам 1:6-8) 
Обратите внимание на то, что пишет Апостол. Он рассматривает и такой вариант, что "мы" (то есть в том числе он, Апостол Павел, а возможно коллективно все Апостолы) или даже Ангел с неба будет благовествовать вам не то, что благовествовали изначально. В таком случае не надо это слушать, не надо принимать. Другими словами Апостольская церковь определяется не апостольской преемственностью, а апостольской, евангельской истиной.

Поэтому вопрос о преемственности - вопрос о преемственности учения и веры (это то, о чем говорил Ириней Лионский во II веке). Мы принимаем апостольское Евангелие, храним его и передаем его. Именно апостольское евангелие является залогом подлинности, истинности церкви, какая бы ни стояла "синяя печать". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий