вторник, 13 декабря 2016 г.

Библии не было до IV века?

Тезис звучит так: Библии не было до IV века. Библия якобы была составлена на первом вселенском соборе 325 в городе Никее и позже. А до этого была церковь, которая собственно и написала Библию и признала канон Библии (что входит а что не входит в Библию) и авторитет Библии. Нечего верить в Библию если не веришь в церковь, которой она "принадлежит".

Так ли это? Нет, конечно. 

Давайте разберемся, начиная с IV века. Что тогда случилось? В IV веке окончательно решился вопрос о каноне Нового Завета. Афанасий Великий в окружном пасхальном послании 367г провозгласил тот канон, который сегодня повсеместно принят. Между прочим Афанасий и те соборы которые подтвердили канон не придавали авторитет каким-то книгам, а признали авторитет этих книг. С конца IV века уже был полный канон у всех. 

А до этого? Возьмем к примеру Оригена (III век). Он жил в III веке и много написал о христианской истине. А на каком основании он это делал? Естественно, на основании Священного Писания. Ориген в своих беседах (мы бы сказали "экспозиционных проповедях") по порядку проходил целые книги Нового Завета. На тот момент были еще спорные книги и какие внеканонические книги еще использовались. Он пишет о том, что для некоторых спорны послание к Евреям, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Иакова, Иуды, также как и впоследствии неканонические послание Варнавы, Пастырь, Дидахэ, Евангелие от Евреев. Но, читая беседы Оригена, редко сталкиваешься с каким-то доводом, основанным не на канонической Библии. 

Век раньше жил Ириней Лионский. Он считается отцом богословия, в частности восточно-христианского богословия. Была ли Библия у Иринея? Естественно, была. В своих трудах, такие как "Против Ересей" он излагает такие тексты как Ефесянам 1:10. Скорее канон у Иринея - так называемый канон Муратори (фамилия того археолога который открыл этот канон). Туда входили все 4 евангелия, Деяния Апостолов, все послания Павла (но без послания к Евреям), 1 Петра, 1 Иоанна и Откровение. Ириней считал "Пастырь Ермы" священным писанием, хотя не включал его в список апостольских писаний.

(Примерно к этому времени относится так называемый канон Муратори, в который входят все впоследствии канонические книги кроме Евреям, Иакова, 1 и 2 Петра, 3 Иоанна. Туда входили и "Мудрость Соломона" и "Откровение Петра".) 

Еще раньше жили и трудились Мужи Апостольские, такие как Игнатий Антиохийский и Климент Римский (конец I века/начало II века). Они были без Библии? Никоим образом! Они больше цитируют Ветхий Завет, но они также ссылаются на такие места как послания к Коринфянам, к Филиппийцам, к Евреям и Иакова, и на тексты из синоптических Евангелий (Матфей, Марк, Лука). 

А до Мужей Апостольских, то есть до конца I века? Сами Писания были написаны Апостолами и их помощниками в течение этого первого христианского столетия. У Римской церкви было послание к Римлянам, у христианской диаспоры в Понте было 1 Петра и так далее. Самим последним было написано Евангелие от Иоанна (ок. 100г). У нас даже есть фрагмент этого Евангелия, которое датируется 125г нэ. 

А до этого? Что насчет того времени от событий до того, как был записан текст Нового Завета? Первые максимум 30 лет возможно не было письменных текстов, а было устное учение Апостолов. Это то же Слово Божье, что и потом было записано в Новом Завете, но пока еще в устном виде. Судя по таким текстам как Деяния 10:36-43, то это устное евангелие имело стандартную структуру, чтобы запомнить и передать. Потом это устное учение было запечатлено в Новом Завете, чтобы достичь новых слушателей и читателей и чтобы запечатлеть устное свидетельство Апостолов перед тем, как они отошли в вечность. 

Из этого мы можем смело сделать вывод, что церковь Христова никогда не была без Слова Божьего, ведь она и родилась от Слова, которое было "сначала проповедано Господом" а потом и Апостолами и другими. Уже к концу I века христианские мыслители цитируют книги Нового Завета, а чем дальше тем точнее был установлен канон. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий