вторник, 21 января 2014 г.

Ян Гус (1372-1415гг)

Ян Гус родился в 1372г в южной Богемии (современная Чехия), в семье крестьянина. Он окончил Пражский университет. Еще в студенческие годы Гус оказался под влиянием известных деятелей реформаторского движения (в частности, Яна Милича и Матвея из Янова), которое зародилось в Чехии к концу правления (1346–1378) императора Карла IV и стало весьма заметным к 1400.[1] Еще в середине 1380-х годов благодаря студентам из Чехии, учившимся в Оксфорде, идеи Виклифа и лоллардов попали в Прагу. Под влиянием идей Уиклифа оказался и Гус.

С 1401 по 1402гг Гус был деканом факультета свободных искусств, а в 1402–1403гг и 1409–1410гг занимал должность ректора. В 1402г Гус был назначен настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке. Гус очень любил труды Уиклифа, хотя он не разделял все его взгляды, например о евхаристии.

Это – время Великого раскола западной церкви. Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборстующим сторонам. В 1409г папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти.

С 1411г в Чехии усиливаются дискуссии вокруг института индульгенций. В Богемии продавали индульгенции, чтобы финансово поддерживать Антипапу Иоанна XXIII против соперника Григория XII. Гус выступал как против индульгенций, так и против права церкви поднимать меч на врагов. Он считал индульгенции бесполезными, потому что Бог дает прощение всем истинно кающимся. Сначала Гуса поддерживал епископ пражский[2], но в связи со церковными интригами вокруг трех пап в 1409г он отрекся от учений Уиклифа и Гуса.
Праге угрожали интердиктом[3], поэтому Гус уходит в южнюю Богемию, где он продолжает писать. Его взгляды выражены в трудах «О церкви[4]» и «Объяснение веры, декалога и молитвы Господней».

Чему учил Гус?

1.      Церковь. Церковь представляет собой «совокупность избранных»[5]. Глава церкви – не папа, а Христос. Он приводит в пример восточно-православную церковь: она живет без власти папы.
2.      Авторитет в церкви. Христиане не обязаны слушаться недостойных священников. Ни Папы, ни Соборы имеют право установить доктрину, которая противоречит Писанию.
3.      Пастырское служение. Главная задача пастыря – не преподание таинств, а проповедь Слова Божьего.
4.      Причащание в двух видах. Миряне должны причащаться и хлебом, и вином, а не одним только хлебом.

В 1414г Гус вызван на собор в Констанции. Император Сигизмунд обещал ему личную безопасность. Но обещания оказались ложными: когда чешский реформатор прибыл в Констанц, его взяли под стражу (он провел 6 месяцев в ужасных условиях, что сломало его здоровье), принуждали (безуспешно) отречься, потом приговорили к сожжению заживо на костре как еретика. Приговор был исполнен там же, в Констанции в 1415г. «...За эту правду закона божьего и толкований святых и ученых мужей, которой я учил, о которой писал и которую проповедовал, хочу сегодня с радостью умереть[6]». В 1416г ученика Гуса, Иеронима Пражского (1376-1416гг), также сожгли.

Идеи Гуса вылились в движение за реформу католической церкви, в дальнейшем названное гуситским. В противостоянии гуситской Богемии с католической Святой Римской Империи 1419-1433гг («Гуситские войны») удивительным образом побеждает первая.

Гуситы делились на два лагеря: умеренные чашники[7] (от требования причащения мирян вином) и более радикальные табориты.

Первые добились особого статуса в лоне католической церкви на основании Пражских компактатов 1433г[8] и объединились с католиками против вторых, нанеся им поражение в битве в 1434г.

Небольшая часть таборитов и наиболее радикальных чашников, под покровительством архиепископа Рокицаны, объединились в общины Объединенных богемских братьев (Unitas Fratrum). В 1500 они насчитывают 500 общин. В XVI веке богемские братья присоединятся к Реформации.

Находясь в споре с римской церковью Лютер понял, что Гус был прав: «Не зная мы все Гуситы. Святые Павел и Августин были Гуситами».




[1] http://www.krugosvet.ru/articles/27/1002782/print.htm
[2] Spbinko
[3] Запрещение совершать богослужения и все обряды
[4] De Ecclesia
[5] Ср. учение Уиклифа о невидимой церкви
[6] http://www.xa-oc.h11.ru/inquisition-gus.php
[7] Они же Каликстинцы
[8] Разрешая причащание в двух видах и признавая право свободно проповедовать


Комментариев нет:

Отправить комментарий