"Красота спасет мир" - написал Достоевский, имея в виду не гламурную красоту тел и волос, а прекрасного человека, личностно и нравственно отражающего Источника Света и Добра.
А порой в евангельской среде боюсь
мы начали верить, что мир спасет красноречие, то есть проповеди.
Дело в том, что мы очень ценим Слово Божье. Мы верим в его погрешимость, Мы признаем только Писание последним авторитетом по всем вопросам вероучения, нравоучения и церковной практики. Мы изучаем его, конспектируем. Но к нашей беде Слово Божье превратилось из средства в самоцель.
"
Красноречие спасет мир." Какой смысл я вкладываю в этот тезис (который я, естественно, оспариваю)?
Вся назидательная работа в церкви сводится к изложению и провозглашению истины, особенно в форме проповеди-монолога.
Вершниа духовной жизни для кого-то заключается в слышании прекрасных проповедей. Они могут быть прекрасными своим словесным выражением, своей эмоциональностью, своими логическими доводами, но дело в том, что само произнесение проповеди является некой конечной точкой.
Далее,
для поднятия ценности Слова, опускается ценность ряда других вещей: назидание общины, социальное служение, участие в обществе. Якобы эти вещи отвлекают от главного "духовного" предназначения церкви.
Могу продолжить, но думаю хватит. А что тогда предлагаю взамен?
На самом деле ценнейшее Слово Божье есть средство, а не самоцель.
Слово Божье есть обращение Бога через Иисуса Христа к своему народу. В этом смысле, как и во всяком общении, сами слова служат отношениям. По-любому в общении две стороны: кто и кому. Если сравнить наши формы с библейскими и историческими, то служение Слова представляет собой некий диалог, живое общение между кем-то и кем-то, ответ на нужды того времени, вопрос-ответ. Можно сравнить те объявления о безопасности пассажиров которые раньше говорили в метро через громкоговоритель с тем, как мама объясняет ребенку то что самое, лично взразумляя его. Первый случай - "радиослужение", а второй случай пасырское служение. Даже при сохранении формы проповеди-монолога, проповедь заключается не только в изложении истины, но в применении истины к конкретным, знакомым людям и к тому времени, в которое мы живем. Проповедник который прекрасно излагает отрывок на пункты, но при этом не подумал какое это имеет отношение к тем конкретным людям, которые перед ним сидят и слушают его, и к их конкретным ситуациям, вещает в эфир без слушателей.
Дальше, слово "слышание" следует толковать в свете Писания не только как "понимание" но как "восприятие" и "послушание". Быть свидетелем провозглашения Божьих истин только одна часть процесса сообщения и если она не сопровождается другими частями, то скорее во осуждение. Мы должны внимать Божьему слову: вопринимать и исполнять его.
Хорошо, Слово - средство. А какова тогда цель? Можно конечно сказать "слава Божья через Иисуса Христа" ведь это и есть цель всего. Но это будет неполноценным ответом. Цель славы Божьей через Иисуса Христа достигается через спасение мира в церкви и через те плоды, которые приносит церковь. Поэтому ставить проповедь приоритетом выше чем общинная жизнь или социальное служение то же самое что и столовая, которая уделяет все внимание закупке продуков и приготовлению пищи, но при этом нечайно загораживая выход из столовой мешками продуктов. Народ придет, поест и застрянет в столовой.
IMHO.