На каком основании мы можем утверждать что евангельские события являются историческими фактами?
Первые слушатели основывали свою веру на свидетельстве апостолов, воспринимая их проповедь не как слово человеческое а как слово Божье. В этом в принципе и назначение канонических евангелий: "сие написано дабы вы уверовали что Иисус есть Христос и веруя имели жизнь во имя Его".
Однако современный человек спрашивает и наверно в праве спрашивать о каких-то подтверждениях помимо апостолов и евангелистов. Если евангелие на самом деле истина то оно устоит перед такой проверкой. А есть ли какие-то подтверждения от третьих источников?
1. Есть те писания I и II веков которые упоминают о Христе
"Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени". (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 90-ые годы нэ)
"Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех … кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады". (Тацит, Анналы, 115г нэ)
…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам. (Лукиан, О смерти Перегрина)
"Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трёх мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своём учении". (Письмо Мары Бар-Серапиона)
2. Есть те источники, которые рассказывают о росте церкви. Дело в том, что движение последователей Иисуса распространялось по миру того времени именно согласно библейскому повествованию. Плиний младший написал Императору о том, что делать с христианами в его области (110 г нэ). От Светония мы узнаем о "иудеях, волнуемых неким Хрестом" и о беспорядках в Риме 49г в связи с иудеями и христианами (110г). А постепенно корпус христианских писаний и наличие становится все более и более объемным и наличие христиан по всей империи настолько очевидным, что уже доказать нечего.
На самом деле так просто не найдешь историков отрицающих реальность и личность Иисуса из Назарета и его церкви с самых ранних времен. Так просто не вырежешь людей из истории. Но это далеко не то же самое что и спасительная вера, ведь и современные Иисусу фарисеи и книжники верили в историчность Иисуса, но не доверяли Ему как Господу и Спасителю.
Первые слушатели основывали свою веру на свидетельстве апостолов, воспринимая их проповедь не как слово человеческое а как слово Божье. В этом в принципе и назначение канонических евангелий: "сие написано дабы вы уверовали что Иисус есть Христос и веруя имели жизнь во имя Его".
Однако современный человек спрашивает и наверно в праве спрашивать о каких-то подтверждениях помимо апостолов и евангелистов. Если евангелие на самом деле истина то оно устоит перед такой проверкой. А есть ли какие-то подтверждения от третьих источников?
1. Есть те писания I и II веков которые упоминают о Христе
"Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени". (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 90-ые годы нэ)
"Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех … кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады". (Тацит, Анналы, 115г нэ)
…был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ… Более того, их первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу, после того, как все они окончательно согрешили, отказавшись от греческих богов, начав молиться этому распятому софисту и живя согласно его законам. (Лукиан, О смерти Перегрина)
"Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трёх мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки — он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки — он продолжал жить в статуе Геры. Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своём учении". (Письмо Мары Бар-Серапиона)
2. Есть те источники, которые рассказывают о росте церкви. Дело в том, что движение последователей Иисуса распространялось по миру того времени именно согласно библейскому повествованию. Плиний младший написал Императору о том, что делать с христианами в его области (110 г нэ). От Светония мы узнаем о "иудеях, волнуемых неким Хрестом" и о беспорядках в Риме 49г в связи с иудеями и христианами (110г). А постепенно корпус христианских писаний и наличие становится все более и более объемным и наличие христиан по всей империи настолько очевидным, что уже доказать нечего.
На самом деле так просто не найдешь историков отрицающих реальность и личность Иисуса из Назарета и его церкви с самых ранних времен. Так просто не вырежешь людей из истории. Но это далеко не то же самое что и спасительная вера, ведь и современные Иисусу фарисеи и книжники верили в историчность Иисуса, но не доверяли Ему как Господу и Спасителю.
"Но это далеко не то же самое что и спасительная вера, ведь и современные Иисусу фарисеи и книжники верили в историчность Иисуса, но не доверяли Ему как Господу и Спасителю."
ОтветитьУдалитьОтличный вывод. Иногда удивляешься людям, которые верят в факт-историчность Иисуса Христа, верят в чудеса, которые Иисус совершил, но не принимают Учения Иисуса Христа.