Сегодня утром, по рекомендации молодого человека в церкви, я просмотрел фильм шведского директора Ингмара Бергмана: "Причастье" (1963г).
Фильм по атмосфере и по тематике суровый.
Действие проходит в воскресный день зимой в провинциальной Швеции, где Томас Эрикссон несет служение пастором в государственной лютеранской церкви. Он уже не молодой и, как выясняется позже, он уже четыре года вдовец. На его первой службе присутствуют и принимают причастье пять человек: прислужник-инвалид, молодая супружеская пара, бабушка и молодая Марта.
После службы пара к нему подходит, чтобы беседовать. Муж страждет от депрессии в связи с переживанием о возможной ядерной войне с Китаем. Пастор Томас, сам пребывающий в глубокой депрессии и терзаемый сомнениями, не может утешать молодого мужа, а вместо этого делится своими сомнениями. В итоге молодой муж совершает самоубийство, оставляя без кормильца беременную жену и троих детей.
Еще в приходе присутствует Марта, любовница пастора, незамужняя, простая школьная учительница, замученная их сложными отношениями, но искренне любящая его. Она написала ему письмо, в котором она обвиняет пастора Томаса, но и объясняется ему в любви. После беседы с мужчиной, в итоге совершившим самоубийство, пастор наконец отрекается от веры в Бога, считая, что без Бога мир проще объяснить. Неоднократно он ссылается на "Божье молчание", что отражается в суровом молчании в самом фильме. Марта, сама атеистка, обнимает его. Пастор принимает ее ласки, но не отвечает на них. Потом входит бабушка, которая также присутствовала на службе, и передает новость о гибели молодого мужа, беседовавшего с пастором.
Пастор едет на место самоубийства, потом заезжает к Марте в школу. Оттуда он едет к жене покойника, чтобы передать новость о его смерти, беря с собой Марту.
В конце фильма Томас приезжает на еще одну службу в другой деревне. Перед службой с ним беседует прислужник-инвалид, который говорит об одиночестве и "сомнениях" Христа как о более страшных страданиях для Христа, чем физические. Когда начинается служба в церкви присутствуют только пианист, прислужник и Марта.
Фильм впечатляющий, хоть и вовсе нехристианский, и пытаюсь вникать в его смысл вообще и для себя лично.
1) Во-первых фильм говорит об уходящем месте веры в пост-христианском мире. Ингмар Бергман выражает кризис веры в Швеции и вообще в Европе, показывая пустую церковь, сомневающегося пастора и людей лишенных надежды.
2) Во-вторых, если копать глубже, то мы видим корень этого "разочарования": напряжение между утешительной верой и неутешительной реальностью. Пастор Томас говорил о своей вере в доброго, Бога-Отца и о несовместимости этой утешительной веры с реалиями жизни. Находясь в Лиссабоне пастор игнорировал жестокости испанской гражданской войны, потом он потерял свою любимую жену, а теперь он мучается (и мучает) в сложных отношениях с любовницей. Его "разуверование" представляется не как освобождение, а скорее как отчаянный шаг ничем не улучшающий его участь. Высказанные сомнения пастора - последняя капля для мужа, который совершает самоубийство.
3) Каков выход? Молодой муж совершил самоубийство. Пьяный пианист в церкви предлагает Марте уехать, чтобы убежать от безисходности деревенской жизни. Марта сама теплит надежду о браке с Томасом. А пастор Томас просто хочет, чтобы его оставили в покое, в одиночестве. Он говорит, что он о себе уже не думает, что он умер вместе с женой. По большому счету не предлагается выход, разве только в размышлениях прислужника-инвалида или же в молитвенной просьбе Марты к Богу, чтобы он дал ей веру. Я воспринимаю эту просьбу, обращенную к Богу к концу фильма, как ее недовольство неверием и потребность верить.
Фильм по атмосфере и по тематике суровый.
Действие проходит в воскресный день зимой в провинциальной Швеции, где Томас Эрикссон несет служение пастором в государственной лютеранской церкви. Он уже не молодой и, как выясняется позже, он уже четыре года вдовец. На его первой службе присутствуют и принимают причастье пять человек: прислужник-инвалид, молодая супружеская пара, бабушка и молодая Марта.
После службы пара к нему подходит, чтобы беседовать. Муж страждет от депрессии в связи с переживанием о возможной ядерной войне с Китаем. Пастор Томас, сам пребывающий в глубокой депрессии и терзаемый сомнениями, не может утешать молодого мужа, а вместо этого делится своими сомнениями. В итоге молодой муж совершает самоубийство, оставляя без кормильца беременную жену и троих детей.
Еще в приходе присутствует Марта, любовница пастора, незамужняя, простая школьная учительница, замученная их сложными отношениями, но искренне любящая его. Она написала ему письмо, в котором она обвиняет пастора Томаса, но и объясняется ему в любви. После беседы с мужчиной, в итоге совершившим самоубийство, пастор наконец отрекается от веры в Бога, считая, что без Бога мир проще объяснить. Неоднократно он ссылается на "Божье молчание", что отражается в суровом молчании в самом фильме. Марта, сама атеистка, обнимает его. Пастор принимает ее ласки, но не отвечает на них. Потом входит бабушка, которая также присутствовала на службе, и передает новость о гибели молодого мужа, беседовавшего с пастором.
Пастор едет на место самоубийства, потом заезжает к Марте в школу. Оттуда он едет к жене покойника, чтобы передать новость о его смерти, беря с собой Марту.
В конце фильма Томас приезжает на еще одну службу в другой деревне. Перед службой с ним беседует прислужник-инвалид, который говорит об одиночестве и "сомнениях" Христа как о более страшных страданиях для Христа, чем физические. Когда начинается служба в церкви присутствуют только пианист, прислужник и Марта.
Фильм впечатляющий, хоть и вовсе нехристианский, и пытаюсь вникать в его смысл вообще и для себя лично.
1) Во-первых фильм говорит об уходящем месте веры в пост-христианском мире. Ингмар Бергман выражает кризис веры в Швеции и вообще в Европе, показывая пустую церковь, сомневающегося пастора и людей лишенных надежды.
2) Во-вторых, если копать глубже, то мы видим корень этого "разочарования": напряжение между утешительной верой и неутешительной реальностью. Пастор Томас говорил о своей вере в доброго, Бога-Отца и о несовместимости этой утешительной веры с реалиями жизни. Находясь в Лиссабоне пастор игнорировал жестокости испанской гражданской войны, потом он потерял свою любимую жену, а теперь он мучается (и мучает) в сложных отношениях с любовницей. Его "разуверование" представляется не как освобождение, а скорее как отчаянный шаг ничем не улучшающий его участь. Высказанные сомнения пастора - последняя капля для мужа, который совершает самоубийство.
3) Каков выход? Молодой муж совершил самоубийство. Пьяный пианист в церкви предлагает Марте уехать, чтобы убежать от безисходности деревенской жизни. Марта сама теплит надежду о браке с Томасом. А пастор Томас просто хочет, чтобы его оставили в покое, в одиночестве. Он говорит, что он о себе уже не думает, что он умер вместе с женой. По большому счету не предлагается выход, разве только в размышлениях прислужника-инвалида или же в молитвенной просьбе Марты к Богу, чтобы он дал ей веру. Я воспринимаю эту просьбу, обращенную к Богу к концу фильма, как ее недовольство неверием и потребность верить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий