Изучая вопрос о свободе воли, я натыкался на понятие "среднее знание" (scientia media) и подумал, что пояснение будет интересным не только мне, поэтому решил поделиться.
Понятие "среднее знание" относится к вопросу о Божьем всеведении.
Фома Аквинский различал между "естественным знанием" Бога и Его "свободным знанием".
Божье естественное знание говорит о том, что Бог знает все "необходимые истины", то есть все то, что не может быть иначе. Речь идет, например, о таких математических истинах как 1+1=2 или же о законе непротиворечия ("если черный, то не белый").
Божье свободное знание говорит о том, что Бог знает все, что на самом деле есть: и прошлое и настоящее и будущее. Это исходит от Его свободной воли: то, что он установил, допустил. Могло бы быть иначе, но именно так Бог установил и так оно и есть.
Между ними католический философ Л. Молина (XVI век) предположил еще среднее знание (логически среднее знание между предыдущим естественным знанием и последующим свободным знанием). Среднее знание говорит о том, что Бог априори (до факта) знает все возможные (потенциальные) ситуации и знает, как поступили бы свободные воли в данных обстоятельствах. Исходя из своего знания о всех возможных исходах, Бог устанавливает то, что будет.
Это предположение является попыткой совместить свободу воли человека и установление Божье.
Добавлю, что меня это пока не убедило, поскольку по такой схеме Божье установление "зависит" от Его предвидения решений "вторых причин" (мы!) и поэтому оно не свободно в полном смысле этого слова. Но все равно интересно!
Понятие "среднее знание" относится к вопросу о Божьем всеведении.
Фома Аквинский различал между "естественным знанием" Бога и Его "свободным знанием".
Божье естественное знание говорит о том, что Бог знает все "необходимые истины", то есть все то, что не может быть иначе. Речь идет, например, о таких математических истинах как 1+1=2 или же о законе непротиворечия ("если черный, то не белый").
Божье свободное знание говорит о том, что Бог знает все, что на самом деле есть: и прошлое и настоящее и будущее. Это исходит от Его свободной воли: то, что он установил, допустил. Могло бы быть иначе, но именно так Бог установил и так оно и есть.
Между ними католический философ Л. Молина (XVI век) предположил еще среднее знание (логически среднее знание между предыдущим естественным знанием и последующим свободным знанием). Среднее знание говорит о том, что Бог априори (до факта) знает все возможные (потенциальные) ситуации и знает, как поступили бы свободные воли в данных обстоятельствах. Исходя из своего знания о всех возможных исходах, Бог устанавливает то, что будет.
Это предположение является попыткой совместить свободу воли человека и установление Божье.
Добавлю, что меня это пока не убедило, поскольку по такой схеме Божье установление "зависит" от Его предвидения решений "вторых причин" (мы!) и поэтому оно не свободно в полном смысле этого слова. Но все равно интересно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий