Пожалуй одно из самых сильных обвинений в адрес евангельских христиан в том, что нет единой евангельской церкви. Следовательно, когда приводится статистика о христианской церкви, то на первом месте кто-то ставит Католическую церковь (более миллиарда членов), на втором месте Православную церковь (300 миллионов), а потом евангельские/протестантские церкви, которые в совокупности насчитывают 500-800 миллионов, делят на разные сообщества церквей: лютеране, англикане, баптисты итд.
Создается впечатление, что евангельские христиане представляют собой немногочисленное, раздробленное меньшинство "сектантов", которые не имеют значения в масштабах страны или же мира.
Вообще-то любая критика полезна, даже когда она выражена неточно или же не по тем мотивам. Конечно у евангельских христиан есть проблема с единством, кто об этом спорит.
Однако, с другой стороны, мне кажется есть ряд немаловажных факторов, в свете которых этот вопрос выглядит совсем по-другому.
1. В христианской церковь, которая по сути является "кафолической" т.е. универсальной, есть
национальные "поместные" церкви. Словосочетание "поместная церковь" здесь обозначает не поместную общину, а некую национальную автономию в рамках единой церкви. Галликанская церковь во Франции, Англиканская церковь в Англии, Скотиканская церковь в Шотландии, а на православном востоке Болгарская, Русская, Сербская православная церковь. Когда при Протестантской Реформации XVI века появились англикане в Англии, пресвитериане в Шотландии, гугеноты во Франции и реформаты в Нидерландах, то это не четыре совершенно отдельных течения, а протестантская церковь в данном национальном контексте. Соответственно не было ангикан во Франции или же гугенотов в Шотландии. К примеру на Дортском синоде были представители всех этих национальных церквей. На сегодняшний день то, что есть объединение церквей в Бразилии или в Китае, в которое моя местная церковь не входит не значит, что мы не можем иметь с ним общения.
2.
По вероучению протестантов церкви есть "сообщества верных людей" (цитата из 39 статей Англиканской церкви), то есть церковь определяется не сверху как централизованную структуру, в которую входят местные общины, а снизу, как общины верующих по местам, которые потом общаются между собой. Такие общины по всему миру насчитывают миллионы и каждая является полноценной церковью. Эти общины общаются друг с другом: с какой-то другой общиной ближе (например, входя в одну структуру или братство), а с какой-то общиной менее близко (например, разделяя общее вероучение или время от времени имея общение друг с другом). Но единство между этими общинами не сводится к наличию или же к отсутствию единой централизованной структуры. "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них." (Мф 18:20)
3.
Если определить границы протестантства тем, кто с кем имеет общение алтаря и кафедры, то за некоторыми исключениями, почти всеобщая практика протестантов - "открытая трапеза", то есть к участию в причастью принимаются членов всех христианских церквей. Будучи членом любой протестантской церкви, человек имеет общение с 500+ миллионами единоверцев по всему миру.
4.
Как тогда понять вопрос о единстве? К какому единству стремиться? Во-первых, есть то единство, которое просто является фактом: один Господь, одна вера, одно крещение. В этом смысле все христиане всех конфессий уже имеют духовное единство. Во-вторых есть то единство, к которому мы стремимся и приближаемся. "Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф 4:13). Такое единство подразумевает любовь к другим верующим (в том числе в других конфессиях) и служение им, рост во Христе, познание истины вместе с другими членами тела Христа.
Имеется ли в виду какое-то организационное единство? На сегодняшний день есть разные организации, которые объединяют множество евангельских церквей. К примеру, есть
Евангельский Альянс или же
Лозаннское движение. Подобно "взаимно скрепляющим связям", о которых говорит Апостол, они укрепляют тело Христово. Есть и разные форумы для взаимодействия между христианами католическими, православными и протестантскими.
Наверно у каждого есть свой ответ на вопрос о единстве. Проще всего наверно вариант по которому кто-то может принудить всех остальных присоединиться к нему и всем навязать свое учение, но будет ли это "единство веры и познания Сына Божия" или просто монолитная суперцерковь? Есть единые церковные структуры, в том числе самые известные, о которых мы упоминали выше, которые, имея формальное единство, не имеют единства в евангельской истине или же в общинной жизни. Чем это лучше?
А что делать сейчас, пока еще нет единства? Это то же, что и спросить: А что делать пока нет 100% познания Божьей истины? А что делать сейчас пока церковь еще не свята? Что делать сейчас пока верующие еще грешники?
Слава Богу, что Он любит свою церковь какая она сейчас есть и не оставляет ее. Слава Богу, что она "возрастает в святой храм в Господе... и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф 2:21-22). Слава Богу, что, "приступая к Нему, камню живому... и сами как живые камни [устрояем] из себя дом духовный" (1 Петра 2:4-5).