На днях я преподавал интенсивный курс в нашей новосибирской семинарии по истории церкви в "новое время" (в данном случае с 1648 по 1914гг). На сайте семинарии можно читать интервью на эту тему.
Я хотел бы поделиться некоторыми мыслями и впечатлениями от подготовки и преподавания этого курса.
Во-первых, история христианской церкви происходит на фоне общей светской истории, а не в каком-то вневременном, христианском "пузыре". В том числе это значит, что нельзя изучать историю церкви агиографически, то есть как повествование о победах идеальных отцов-подвижников. Всякий человек в истории церкви, и сама церковь, отражает богословскую истину, что верующий в Христа одновременно праведный и грешник (simul iustus et peccator). Более того, изучение истории церкви тоже является возможностью осознать проблемы и задачи для христианской церкви, такие как явление "секуляризации", по которому во многих современных обществах христианство становится явлением индивидуальным и семейным, но уже не общественным.
Во-вторых, и отчасти в качестве контрбаланса к предыдущему наблюдению, в истории церкви есть очевидные победы. Есть верующие прошлых веков, которые верно послужили своему Господу и тем же являются для нас примером для подражания. В моем понимании церкви моя причастность к Господу Христу объединяет меня не только с единоверцами своей традиции (евангельские христиане), но и с каждым, кто во Христе. По-этому по ходу курса мы обратили внимание на таких евангельских собратьев, как Джон Уэсли, Чарльз Сперджен, Абрахам Кайпер, Джон Кэри, Филипп Шпенер итд, а также на таких не-протестантов как Блез Паскаль, Косма Этолийский, Тихон Задонский, Макарий Глухарев, Николай Касаткин. "Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий". (1 Коринфянам 3:21-23)
В-третьих, ключевой фактор, определяющий здравие христианской церкви - евангельское вероучение. Есть конечно и другие факторы, и человек или движение может исповедовать правоверное учение, но при этом в каком-то другом вопросе отставать, но как только отходят от евангельской истины, то это только вопрос времени и данная "ветвь" на Виноградной Лозе будет засыхать, а возможно и вообще отпадет. Особенно уязвимы учения о полной божественности Господа Нашего Иисуса Христа и о безошибочность Священного Писания. Также центрально учение об искуплении Кровью Иисуса Христа. Слава Богу за тех верующих, которые на фоне всеобщего отступления от этих истин отстаивали Евангелие и были готовы страдать за это.
Последнее, на что обращу внимание, особенно в евангельской среде, это несоблюдение "пропорции" в обсуждении того или иного вопроса второстепенного характера. Иными словами, порой какой-то вопрос второстепенной важности стал рассматриваться как будто он "больше" или же важнее чем он на самом деле есть. Есть исключения, но в целом евангельская церковь не разделилась на отдельные друг от друга "церкви" не имеющие общения друг с другом. Начиная с XVI века они все-таки понимали себя как братья и сестры в Господе, хоть и не в полном согласии по некоторым вопросам. Порой это единство ярко выражалось в таких людях как Буцер, Меланхтон, Шпенер, Цинцердорф, Уесли, Сперджен, Графе и другие. А порой убеждения по таким вопросам как сотериология (применение спасения), таинства или же церковное устройство стали важнее чем приоритет единства. Но если глобально смотреть, то мы видим как на самом деле осуществляется в истории то, о чем сказано в Ефес 4:13 "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова"
Я хотел бы поделиться некоторыми мыслями и впечатлениями от подготовки и преподавания этого курса.
Во-первых, история христианской церкви происходит на фоне общей светской истории, а не в каком-то вневременном, христианском "пузыре". В том числе это значит, что нельзя изучать историю церкви агиографически, то есть как повествование о победах идеальных отцов-подвижников. Всякий человек в истории церкви, и сама церковь, отражает богословскую истину, что верующий в Христа одновременно праведный и грешник (simul iustus et peccator). Более того, изучение истории церкви тоже является возможностью осознать проблемы и задачи для христианской церкви, такие как явление "секуляризации", по которому во многих современных обществах христианство становится явлением индивидуальным и семейным, но уже не общественным.
Во-вторых, и отчасти в качестве контрбаланса к предыдущему наблюдению, в истории церкви есть очевидные победы. Есть верующие прошлых веков, которые верно послужили своему Господу и тем же являются для нас примером для подражания. В моем понимании церкви моя причастность к Господу Христу объединяет меня не только с единоверцами своей традиции (евангельские христиане), но и с каждым, кто во Христе. По-этому по ходу курса мы обратили внимание на таких евангельских собратьев, как Джон Уэсли, Чарльз Сперджен, Абрахам Кайпер, Джон Кэри, Филипп Шпенер итд, а также на таких не-протестантов как Блез Паскаль, Косма Этолийский, Тихон Задонский, Макарий Глухарев, Николай Касаткин. "Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий". (1 Коринфянам 3:21-23)
В-третьих, ключевой фактор, определяющий здравие христианской церкви - евангельское вероучение. Есть конечно и другие факторы, и человек или движение может исповедовать правоверное учение, но при этом в каком-то другом вопросе отставать, но как только отходят от евангельской истины, то это только вопрос времени и данная "ветвь" на Виноградной Лозе будет засыхать, а возможно и вообще отпадет. Особенно уязвимы учения о полной божественности Господа Нашего Иисуса Христа и о безошибочность Священного Писания. Также центрально учение об искуплении Кровью Иисуса Христа. Слава Богу за тех верующих, которые на фоне всеобщего отступления от этих истин отстаивали Евангелие и были готовы страдать за это.
Последнее, на что обращу внимание, особенно в евангельской среде, это несоблюдение "пропорции" в обсуждении того или иного вопроса второстепенного характера. Иными словами, порой какой-то вопрос второстепенной важности стал рассматриваться как будто он "больше" или же важнее чем он на самом деле есть. Есть исключения, но в целом евангельская церковь не разделилась на отдельные друг от друга "церкви" не имеющие общения друг с другом. Начиная с XVI века они все-таки понимали себя как братья и сестры в Господе, хоть и не в полном согласии по некоторым вопросам. Порой это единство ярко выражалось в таких людях как Буцер, Меланхтон, Шпенер, Цинцердорф, Уесли, Сперджен, Графе и другие. А порой убеждения по таким вопросам как сотериология (применение спасения), таинства или же церковное устройство стали важнее чем приоритет единства. Но если глобально смотреть, то мы видим как на самом деле осуществляется в истории то, о чем сказано в Ефес 4:13 "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова"
Комментариев нет:
Отправить комментарий