понедельник, 30 октября 2017 г.

Уверовал во время собственной проповеди!


Случилось это в 1851 в Англии, в графстве Корнуолл. 
Там, в приходе поселка Балджу Святого Михаила и Всех Ангелов (картина) нес служение рукоположенный в 1842 священнослужитель по имени Уильям Хаслам. В начале своего служения его волновали вопросы о церковной эстетики и богослужении. Он был набожным человеком, но не имел уверенность в своем спасении. Эту проблему он неоднократно обсуждал с разными своими прихожанами, пережившими возрождение, а также с тем служителем, которому суждено было присутствовать на той роковой проповеди.  

Однажды Уильям Хаслам взошел на кафедру, чтобы произнести очередную проповедь. Он выбрал текст "Что вы думаете о Христе?" и начал говорить о фарисеях, сам в сердце своем помышляя, "Я сам ничуть не лучше фарисеев. Также как и они ты не веришь, что Он пришел спасти тебя". Дальше: "Я не помню все, что я говорил, но я почувствовал чудесный свет и радость, входящие в мою душу, и я начал видеть то, чего фарисеи не видели. То ли мои слова, то ли моя манера, то ли мой взгляд, не знаю, но внезапно местный проповедник, который оказался в приходе, встал и поднимая рука закричал в стиле местных жителей: Батюшка покаялся! Батюшка покаялся! Аллилуйя!” 

Скоро к нему присоединились 300-400 прихожан, которые присутствовали, и сам Хаслам к ним присоединился, объявляя пение славословия: "Хвалите Бога на земле, Его хвалите в вышине!" 

суббота, 28 октября 2017 г.

Природа и благодать

Image result for aquinas nature graceВеличайший христианский мыслитель - Фома Аквинский. Можно сказать, что он был римо-католиком, но его признают и протестанты (за исключение некоторых учений), а также в Православной церкви с большим почтением относятся. Разные выдающиеся православные мыслители, такие как Геннадий Схоларий и Евгений Аргенти, отличаются именно тем, что они сочетали мысль Аквинского с мыслью восточной церкви.

Я хочу немного рассказать о ключевой составляющей мысли Фомы Аквинского, а именно о его концепции взаимоотношения между "природой" и "благодатью", то есть между тем, что все люди имеют от Бога сотворившего мир через Сына, и тем, что имеют верующие от Бога спасающего мир через Сына.

Дело в том, что этот вопрос, хоть и теоретического характера, тем не менее влияет и на повседневные вопрос жизни в мире. Например, как я отношусь к науке? Или же, как я оцениваю проявления добродетели за пределами христианской веры? Еще: насколько важны разные аспекты жизни "века сего".

Крайности бывают разными и ошибаться можно и в ту сторону и в другую, но та христианская среда, в которой я живу, наверно более склонна пренебрегать природой. Все, что не несет непосредственно христианский характер, якобы пусто и лишено всякого смысла: "суета сует".

За этим взглядом может таиться не только тяжелое прошлое до обращения ко Христу и не только отрицательный опыт взаимодействия с миром, но и реальная ересь. Ведь в церкви первых веков одна из самых мощных ересей, гностицизм, как раз предполагала самое резкое противоречие между "материальным миром" и "духовным миром". В крайней форме понималось так, что Бог духовного спасения и бог-творец мира - два разных бога.

В свое время, в самом начале христианской истории Ириней Лионский вел борьбу с гностицизмом. В том числе его великий вклад в осмысление христианской истины в том, что спасение несет характер восстановления изначального творения: то, что Бог однажды сотворил через Вечное Слово, теперь Он и восстанавливает через То же Слово, ставшее Главой нового человечества.

А какое это имеет отношение к Фоме Аквинскому, жившему намного позже, в XIII веке нашей эры? Концепция Аквинского очень ценит "природу". Аквинский понимал так, что благодать не заменяет и не упраздняет, а завершает природу. Можно изображать эту концепцию в виде двухэтажного здания: первый этаж - природа, а второй этаж, построенный на основе первого - благодать. Аквинский, конечно же, утверждал реальность грехопадения. Природа, в ее теперешнем состоянии - повреждена, больна. Без благодати она не завершена, неполноценна, не спасает, но в то же время природа - тоже сотворена Богом. И, спасая, Бог завершает падшее свое творение, возвышает его.

Вопрос на засыпку к каждому из нас: какова наша концепция о взаимоотношении между природой и благодатью? Ценим ли мы то, что мы имеем от Бога-Творца, то, что сохранилось, что не утратилось: то, что изначально Бог дал нам? Или пренебрегаем ли мы теми дарами природы, предпочитая ограничиваться только тем, что мы теперь получили по спасению, по благодати?

   

вторник, 17 октября 2017 г.

"Кальвинисты" (христиане-реформаты) не верят в "роботы"

"Тем не менее, поскольку человек, несмотря на грехопадение, не перестал быть человеком наделенным разумом и волей, и хотя грех распространился на все человечество, все же он не уничтожил человеческую природу, а только исказил и убил ее для духовного; то Божественная благодать возрождения действует в людях не так, точно они бревна или камни, не отменяет волю и ее свойства и не принуждает ее силой, но духовно оживляет, исцеляет, преображает и - одновременно желанно и мощно - направляет ее. И там, где прежде всецело господствовало непослушание и противление плоти, теперь начинает преобладать охотное и искреннее послушание Духа."

(Каноны Дортского Синода 1619г, XVI)

пятница, 13 октября 2017 г.

Some events and dates in first century church history

Researching for church history I have been looking into some events and dates in the life of the New Testament church. I thought that some of these might be of interest to others. Also, writing them up as a blog post is a convenient way of storing and updating information.

Mary, the Mother of the Lord. Many will know that the words spoken by the Lord on the Cross to John were indeed fulfilled and that it is with the Disciple Whom Jesus loved that his mother is most closely associated after the Lord's ascension. Mary was among the 120 in the Upper Room. She then lived on in Jerusalem until the 40s CE. Hippolytus from Thebes, a church historian from the 7/8th century, says that Mary lived for another 11 years after the Lord's Passion, placing the end of her earthly life somewhere between 41 and 48 CE. An alternative, later date might be 64 CE. In the Eastern Orthodox and Roman Catholic traditions Mary's passing is known as the Dormition or the Assumption of Mary. The sources for this church teaching are somewhat later and would best be covered in another post.

James the Brother of the Lord. There were at least three James among the Apostles: the brother of John, James the Less and James the brother of the Lord. The latter was possibly a cousin or half-brother via Joseph. He was not initially a believer, but the risen Christ appeared to him and by Acts 15 James was the established leader of the Jerusalem church (what would later be known as the bishop) and, it appears, zealous for the observance of the Old Testament law by Jewish Christians. He was known as James the Just and was famous for his constancy in prayer. He was martyred in 62 CE.

John the Apostle. John the Apostle was present at the Last Supper and at the Cross. He was a witness to the Risen Jesus, as he writes in his Gospel. John was with Peter in the temple in Acts 3. And it would seem that he served in Jerusalem until something like 64 CE when he moved to Ephesus (modern Turkey). It was from here that he was exiled to Patmos, where he received the Apocalypse (book of Revelation), which is addressed to seven churches of Asia Minor (the area around Ephesus). According to strong tradition John returned from Patmos and served the churches of Asia minor into the reign of Emperor Trajan (98-117 CE).

The Jewish church. The development and eventual demise of Jewish Christianity is very interesting for various reasons. In the run-up to the sacking of Jerusalem by the Romans in 70 the Jewish Christians, following the words of Jesus in the Olivet Discourse escaped from Jerusalem to Pella (Jordan), which became a new centre for Jewish Christianity. Some did return and the church in Jerusalem remained Jewish until the Bar Kokhba revolt in 135, after which time the bishops and members of the Jerusalem church were all Gentiles (the city was renamed Aelia Capitolana and Jews banned from entering). By the mid-1st century the relationship between synagogue and church became strained. From 90 the synagogue prayers included a curse on the "minim" which is taken to refer to Christians. By the time of Justin Martyr (early 2nd century) Christians were mainly Gentile and in his Dialogue with Trypho, Justin defends the position that it is the Christian church, Jew and Gentile, and not the physical descendants of Jacob to whom the title 'Israel' belongs. Jewish Christianity did continue to exist into the V century and writers such as Jerome refer to those who contained to observe the Jewish laws while believing in Christ. The Jewish Christians were called Nazarenes, while the Ebionites espoused a sub-Christian heresy along the lines of adoptionism (Jesus the man was adopted as God's son at his baptism). 

среда, 4 октября 2017 г.

Кого посадить? (вычерк из "Церковной Истории" Евсевия)

"В скором времени, когда некие люди попытались завладеть царской властью в области, именуемой Мелитинской, а другие — в Сирии, вышел царский указ повсюду бросать в темницу и держать в оковах предстоятелей Церквей. То, что затем произошло, превосходит всякое описание: повсюду попали в заключение тысячные толпы; тюрьмы, построенные издавна для убийц и разрывателей могил, были теперь полны епископов, священников, диаконов, чтецов и заклинателей; места для осужденных за преступление не оставалось."

(Евсевий, Церковная История, 8.6.8-9)

"Such things occurred in Nicomedia at the beginning of the persecution. But not long after, as persons in the country called Melitene, and others throughout Syria, attempted to usurp the government, a royal edict directed that the rulers of the churches everywhere should be thrown into prison and bonds. What was to be seen after this exceeds all description. A vast multitude were imprisoned in every place; and the prisons everywhere, which had long before been prepared for murderers and robbers of graves, were filled with bishops, presbyters and deacons, readers and exorcists, so that room was no longer left in them for those condemned for crimes." 

(Eusebius, Ecclesiastical History, 8.6.8-9)