«Гимн есть прославление Бога в песнопении; песнопение есть возхищение ума, размышляющего над вечным, прорывающееся в голосе»[1]
(Фома Аквинский, Введение в комментарий на Псалтирь)
«Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Ефесянам 5:18-20
(Фома Аквинский, Введение в комментарий на Псалтирь)
«Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Ефесянам 5:18-20
1. Псалмы и библейские песни[2] с I по IV век
Мы имеем лишь частичную картину о богослужениях первой церкви. Мы знаем что они читали Писания ветхого и нового заветов и слушали проповеди. Мы знаем что они совершали молитвы, в том числе и «Отче наш» и что кульминация их богослужение – благодарение Богу за Христа в хлебопреломлении (евхаристии).
А что пели в первой церкви? Что спели ученики перед тем, как пошли на Елеонскую гору накануне распятия? Что пели Павел и Сила находясь в темнице? Ответ нетрудно найти: они пели псалмы, сборник духовных песен первой церкви – Псалтырь Ведь «псалмы и славословия (гимны) и песнопения духовные» - суть разные категории псалмов. Помимо псалмов они пели и другие места Писания: «Ныне отпускаешь раба Твоего», «величит душа Моя Господа», и песнь Захарии из Евангелия от Луки. Также «Свят, свят, свят» (Исайя 6), «слава в вышних Богу» (на основании Луки 2:14).
Форма пения в первой церкви – прежде всего «распев». Ведущий говорил слова и прихожане отвечали «припевом» или «аллилуйя». Встречалось и соло или общее пение. Как ни странно в ранней церкви, также как в синагоге, не было инструментального сопровождения. Отцы церкви как Климент Александрийский (190) оправдывали отсутствие инструментов как исполнение «детских» прообразов ветхозаветного богослужения. Более того инструменты ассоциировались со страстными культами язычников или мирскими развлечениями.[3]
2. Торжественное богослужение с IV века до Реформации (XVI век)
С наступлением веротерпимости в начале IV века церковь переживает изменения. Нет гонений, большой спрос и рост, финансовые возможности. Богослужение становится более пышным: церемонии, одеяния, курение ладаном итд. Песнопение – хоры, многоголосные постановки. К IV веку гимны собственного сочинения как «Тебя, Бога, хвалим» (Te Deum) приписанный Амвросию. Августин переживал о том, что сама музыка (даже без инструментов) отвлечет его внимание от Бога. Со временем (к XII веку) прихожане стали лишь пассивными зрителями пышного, впечатляющего церковного спектакля. Пение например совершалось исключительно клиром или церковным хором.
Введение органа в богослужение приписано папе Виталиану (657-672), орган стал более распространен в 10 веке. На западе такие люди как Фома Аквинский выступали против музыкальных инструментов. Все-таки к XV веку органы были широко распространены по Европе в монастырях и соборах. (В восточно-православной церкви нет инструментов до сего дня.)
3. «Псалмы и гимны» Реформации
Немаловажное достижение Реформации (XVI век) – восстановление принципа всеобщего священства в церкви. В отличии от католических соборов, протестанты полноценно участвовали в богослужении на понятном им языке, совершали общее пение. Мартин Лютер и его последователи написали много гимнов на основании популярных мелодий: Твердыня крепкая наш Бог (Ein’ feste Burg ist unser Gott)
Тогда, когда Лютер допускал церковный орган, Кальвин и швейцарские реформаты убрали органы из церкви, считая их частью средневекового уклада. В реформатских церквах не было гимнов: пели псалмы Давида, библейские песни, места Писания как 10 заповедей и символ Веры.
«Использование музыкальных инструментов для прославления Бога не более уместно, чем курение ладаном, зажигание светильников и восстановление других теней из Закона. Ведь католики безумно заимствовали это и много другого от иудеев. Любящему внешнюю пышность может быть нравится этот звук; но та простота, которую Бог рекомендует нам через Апостолов, намного более угодно Ему.» (Жан Кальвин, Комментарий на Псалом 33)
Анабаптисты также написали много гимнов (130 сочинителей). Также отказались от инструментов вплоть до второй половины XVIII века (и то не везде).
4. « Искусственные гимны» XVIII века
Если говорить об исторических корнях Евангельских Христиан-Баптистов, независимые общины в Англии XVII века, то в них пели только псалмы без музыкального сопровождения. Однако в XVII веке появились сочинители гимнов на английском языке как Герберт, Милтон, Бакстер, Буньян и другие. Баптистские церкви и баптисты как Бенджамин Кич стали использовать « искусственные» гимны (гимны собственного сочинения, не просто тексты священного Писания). «Отцом» гимнов считается Исаак Уоттс (1674-1748гг). Он поставил себе цель, чтобы «(Царь) Давид пел как христианин»: он переделывал слова псалмов по-христиански, к примеру 71 псалом. Более того в 1707 он издал сборник духовных песен, таких как «Радуйся, мир!». Движение пиетистов и моравцев (Цинцендорф) и пробуждения XVIII века были сопровождены новым поколением христианского прославления, было много сочинителей гимнов. Самый известный сочинитель гимнов этого периода – Чарльз Уэсли (1707-1788гг), написавший более 7000 гимнов, в том числе «Вести ангельской внемли». Его стихи выражают не только доктрину, но и духовный опыт верующего и они проникнуты радостным прославлением. Другие известные сочинители гимнов - Джон Ньютон (1725-1807гг) («О Благодать, спасен тобой»), Филип Доддридж (1702-1751гг) и Уиллиам Коупер (1731-1800гг)
5. «Песни евангелия» XIX века
С конца XVIII века стали вводить музыкальные инструменты в церкви. Нововедение стало причиной немало споров и расколов. Некоторые как Сперджен противостояли этому изменению, но к началу XX века был орган или пианино почти в каждой церкви.
В XIX веке произошли и другие изменения в церковном прославлении. Изменения отражают пробуждения XIX века, христианские лагеря на природе и песнопения в воскресной школе. Более того есть и влияние общества. Это время романтизма когда очень важны чувства, в отличие от хладнокровного разума века просвещения. Характерно для этого периода – так называемая «песнь евангелия» (gospel song). Стиль более популярный, неформальный чем предыдущее церковное песнопение. Известный и показательный автор гимнов XIX века - Fanny Crosby («Твердо я верю»). Тексты ее песней – просты, мелодии повторяются. Делается упор на личное переживание верующего, на его «отношения с Богом». У негритянских спиритуалзов (духовные гимны) немного другой путь развития, но и они отличаются простотой и эмоциональностью.
Во второй половине XIX века великий евангелист Муди выступает с проповедью в Америке и в Великобритании. Важная часть евангелизационной встречи – музыкальное выступление его помощника-музыканта Санки (1840-1908гг). Его песни, сыгранные под органом, («девятносто и девять») выражают евангельские истины простым, неформальным языком.
6. Движение «прославления и поклонения» XX века
В 50ые и 60ые годы прошлого XX века произошла революция в обществе на западе: либерализм, отказ от прошлого, непринятие авторитетов, новые нравы в семейных вопросах. Немаловажный фактор в этой революции – новый стиль современной музыки.
В Америке начинается движение «современной христианской музыки» (Contemporary Christian Music), в том числе связанное с нетрадиционным евангельским «Движением Иисуса» (Jesus movement). Цель – донести евангелие новому поколению и прославить Бога используя новую современную музыку.
Этот новый стиль церковной музыки – суть современная светская музыка с христианскими словами. Песни исполняются на сцене в стиле современных групп рок и поп музыки: главный вокалист, инструменты, атмосфера, взаимосвязь с аудиторией – такие же. Одна песня следует за другой (как на концерте), создавая такое коллективное переживание под руководством группы и ведущего группы. Сначала громкие, потом более спокойные («интимные»), заканчивая «святым затишием» – когда, считается, мы находимся в присутствии Бога. Песни говорят в неформальном стиле об «отношениях» с Богом.
Для кого-то термины «прославление» и «поклонение» приобрели более специфическое, фирменное значение как описание нового отличающего от прошлого подхода к церковному собранию и к церковному музыкальному служению. «Прославление» и «поклонение» отождествляются с таким продолжительным музыкальным выступлением. Делается упор на субъективное: на стремление души к Богу (подвиг совершается во время «прославления»). К примеру:
Я Твоей любовью окрыленный
Дай Господь приблизиться к Тебе.
И в вышине, парить расправив крылья,
Надеясь на Тебя, доверившись Тебе и Твоей любви.
Богословие, которое стоит за этим пониманием взято из Псалма 21:4. «Святый живет в славословиях Израиля». Это место писания понимается так, что сама музыка каким-то образом сообщает присутствие Божье: Бог спускается и присутствует среди своего народа. А евангельская простота по-другому понимает: Бог действует через средства благодати (Слово, молитва)
Инициаторы этой музыки:
· Ведущие/авторы: Redman, Zschech
· Студии: Integrity Hosanna, Maranatha, Worship Together, Nashville.
· Церкви: Hillsong, Vineyard
1 Фесс 5:19-22. «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла».
[1] "Hymnus est laus Dei cum cantico; canticum autem exultatio mentis de aeternis habita, prorumpens in vocem."
[2] Кантики
[3] Августин 354г описывает пение в Александрии при Афанасии.
В Псалмах находим призыв петь Богу на музыкальных инструментах Пс 56:9; 80:3. История церкви исходя из твоего текста говорит о поступательном движении использования муз. инструментов в Богослужении. С трудом но хоровое пение и соло обрастало инструментами. А сколько анафем и отлучений связано с этим мы никогда не узнаем. Какой урок мы можем взять из происходящего в наших церквах в отношении прославления. Человек консервативен и с трудом меняется.
ОтветитьУдалитьОтцы церкви понимали так, что в псалмах говорится об инструментах в таком же смысле как говорится о жертвоприношениях (напр., Псалом 65:15), то есть как о ветхозаветном образе, который имеет исполнение при Новом Завете.
УдалитьЯ вижу пользу не в открытости к изменениям как таковым а в сообразовании с Божьей волей и в уместном приспособлении к окружающей среде (напр. к музыкальным традициям данной культуры). Как сказал один христианин: "Когда дело касается того, что мы на самом деле ценим, мы все консервативны".
Очень интересная статья!
ОтветитьУдалитьСпасибо, статья действительно хорошая.
ОтветитьУдалить