Со времен Вознесения и Дня Пятидесятницы Господь Иисус Христос Своим Духом Святым присутствует в церкви, ведет ее. "И се, я буду с вами во все дни до скончания века" - говорил Спаситель.
А почему тогда мы порой думаем, что Он оставил церковь, что какое-то время церковь христова сошла на нет? Следуя эпохам Возрождения (Ренесанса) и Просвещения мы говорим о "темных веках" средневековья ("средние века" между Древним Временем и современностью). Но так ли это?
На самом деле, средние века - богатейшее время для христиан и для церкви. Именно в средние века христианская вера обратила Европу к Христу (в том числе германские и славянские народы). Духовная жизнь процветала особенно в монашеской среде. Известны такие примеры как Бернард Клервоский и Франциск Ассизский на западе, Стефан Пермский и Нил Сорский на востоке и многие другие. Когда протестантские реформаторы XVI века призывали церковь к реформе, они не отрицали прошлое, а находили в ранней церкви и в церкви средневековья "родные души", цитируя их и опираясь на их авторитет в пользу возвращения к чистоте и простоте веры. Для примера можно читать огромный индекс святоотеческих цитат в "Наставлении в вере христианской" Жана Кальвина.
Один из любимых реформаторами представителей средневековья - Бернард Клервоский (1090-1153гг). Он был ключевой фигурой в
Цистерцианском движении (движение за обновление и очищение монастырей). Он был самым влиятельным
человеком своего поколения (первая половина XII века). Высокопоставленные церковные деятели обращались за советом к скромному клервоскому монаху Бернарду.
Бернард был и мистиком и
человеком действия.
Он больше всего известен
как проповедник: говорили о его «медовой речи». Лютер о Бернарде отзывался: «он
так отлично проповедует Христа». Принцип его проповеднического служения – «Не
столько объяснить слова, сколько достичь сердец». Бернард проповедовал и обращал
еретиков-альбигойцев.
Он также проповедовал в поддержку второго крестового похода (что менее похвально). Неудачу военной
экспедиции он приписывал грехам католикам: «Кажется, что наши грехи прогневали
Господа».
В богословских вопросах
Бернард был последователем Августина, в труде «О благодати и свободной воле» он
защищал августинские вероучения.
Духовность Бернарда делал
акцент на созерцание и почитание Христа в его человечестве: Иисус – страдающий
человек. Распятый Иисус (в отличие например от Христа воскресшего, победителя
смерти) стал лейтмотивом западно-католической духовности и церковного
искусства. Бернард много размышлял
над любовью Божией и понимал христианскую жизнь как рост в любви: «Причина любви к Богу - Сам
Бог; мера любви к Богу – безмерная к Нему любовь».
Оценка темного века, да и самое название, не так однозначна. На пример см
ОтветитьУдалитьhttp://de.wikipedia.org/wiki/Dunkle_Jahrhunderte_(Mittelalter)
Еще надо взять в внимание что средневековья - географический очень ограничено; применение к восточной церкви очень спорно.