Есть некоторые вопросы, на которые ищу ответ уже много лет, в том числе вопрос о взаимоотношении между Израилем и церковью. Еще пока я в школе учился я прочитал книгу, которая представила точку зрения, что Израиль и церковь - два совершенно разных и отдельных друг от друга сообщества. Эта же книга очень критично отнеслась к истории церкви.
Кстати картина справа - классическое церковное представление ecclesia et synagoga (Церковь и синагога), изображающее богословие "замещения" (церковь заменила Израиля в плане Божьем).
В общем есть три взгляда по данному вопросу:
А. Богословие замещения
Б. Богословие разделения
В. Богословие "святого остатка"
Сразу несколько вопросов:
1. Какое соотношение между Израилем и церковью?
2. Есть ли заветы или обетования, которые относятся к одному (одной), а не к другому (другой)? Какие?
3. Каково библейское основание для различения между ними.
1. Давайте начнем с первого вопроса: какое соотношение между Израилем и церковью?
(А) Богословие замещения учит, что Израиль заменена церковью (картинка слева).
(Б) Богословие разделения учит, что Израиль и церковь - две разные вещи (картинка по середине).
(В) Но есть и третий вариант: "богословие святого остатка". "Израиль" как правило, а может и без исключения, относится к потомкам Авраама и тем, кто вступил в этот народ путем обрезания. Но есть оговорка: не весь Израиль есть Израиль. По всей Библии, а тем более при пришествии Мессии, получает обетования только святой остаток, "настоящий" Израиль. Этот настоящий Израиль составляет половину "церкви." Есть и вторая половина: те из народов (неиудеев), которых Бог привил в свой народ. Они однажды были чужды заветам и обществу Израилеву, а теперь они "сограждане святым и свои Богу" (картинка справа).
2. Из этого вытекает второй вопрос: Есть ли заветы или обетования, которые относятся к одному (одной), а не к другому (другой)? Какие?
(А) Богословие замещения учит, что все обетования Израилю сейчас стали достоянием церкви и не относятся к Израилю, который отпал в неверие.
(Б) Богословие разделения учит, что Бог сделал отдельные земные обетования Израилю и небесные обетования церкви.
(В) Опять есть третий вариант. Есть только одни заветы и обетования. Все заветы заключены с Израилем (в том числе и Новый Завет). Все обетования сделаны Израилю. Однако исполнение этих обетований превышают их первоначальное значение. И через Христа и верующие в Него народы причастны к данным обетованиям.
3. Каково библейское основание для различения между Израилем и церковью?
Есть ключевые тексты, которые раскрывают взаимоотношения между Израилем и церковью.
Наверно самый основательный - отрывок в Рим 11. Здесь можно обратить внимание на 4 этапа в истории Израиля:
Между прочим, если не ошибаюсь, то нигде противопоставлены "Израиль" и "церковь", потому что "святой остаток" Израиля и есть часть церкви. Противопоставлены только "иудеи" и "язычники" или даже "привитые ветви" (христиане из народов) и "отломленные ветви" (неверующий Израиль).
4. А что тогда насчет буквальное исполнение пророчеств? Что насчет возрождение Израильской государственности в наши дни?
Для сторонников "богословия разделения" очень важно возвращение Израиля на родину. Некоторые ссылаются на то, что по Ветхому Завету иудеи должны были вернуться в "неверии" по крайней мере что касается веры в Спасителя (ср. Иез 37).
Безусловно Бог любит свой древний народ и не отвергнул.
Однако ошибочно указывают не "безусловный" характер некоторых Божьих заветов и обетований. В Рим 11:29 написано: "Ибо дары и призвание Божие непреложны". Но это ведь можно отнести к фарисеям и первосвященникам, а также к Павлу до уверования. Павел же раньше говорил: "[Израильтяне], которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог". Его печаль в том, что это все принадлежит Израилю, но они отлучены от Христа. Все равно нужна вера. Без веры обетования - ни к чему.
Если говорить о земных исполнениях пророчеств, то если основанием для нахождения на земле - в заветах с Авраамом и с Моисеем, то иудеи вернулись на землю, но не имеют право находиться там, пока не уверовали в Иисуса (Втор 18:18-19). В духе послания к Евреям земные, внешние благословения указывают на их полнейший смысл.
Скорее замысел Божий, возвращая народ Израиля на историческую родину, в том, чтобы указать на высшие обетования, чтобы народ стремился не к земному, а к небесному. Мир Израилю!
Кстати картина справа - классическое церковное представление ecclesia et synagoga (Церковь и синагога), изображающее богословие "замещения" (церковь заменила Израиля в плане Божьем).
В общем есть три взгляда по данному вопросу:
А. Богословие замещения
Б. Богословие разделения
В. Богословие "святого остатка"
Сразу несколько вопросов:
1. Какое соотношение между Израилем и церковью?
2. Есть ли заветы или обетования, которые относятся к одному (одной), а не к другому (другой)? Какие?
3. Каково библейское основание для различения между ними.
1. Давайте начнем с первого вопроса: какое соотношение между Израилем и церковью?
(А) Богословие замещения учит, что Израиль заменена церковью (картинка слева).
(Б) Богословие разделения учит, что Израиль и церковь - две разные вещи (картинка по середине).
(В) Но есть и третий вариант: "богословие святого остатка". "Израиль" как правило, а может и без исключения, относится к потомкам Авраама и тем, кто вступил в этот народ путем обрезания. Но есть оговорка: не весь Израиль есть Израиль. По всей Библии, а тем более при пришествии Мессии, получает обетования только святой остаток, "настоящий" Израиль. Этот настоящий Израиль составляет половину "церкви." Есть и вторая половина: те из народов (неиудеев), которых Бог привил в свой народ. Они однажды были чужды заветам и обществу Израилеву, а теперь они "сограждане святым и свои Богу" (картинка справа).
2. Из этого вытекает второй вопрос: Есть ли заветы или обетования, которые относятся к одному (одной), а не к другому (другой)? Какие?
(А) Богословие замещения учит, что все обетования Израилю сейчас стали достоянием церкви и не относятся к Израилю, который отпал в неверие.
(Б) Богословие разделения учит, что Бог сделал отдельные земные обетования Израилю и небесные обетования церкви.
(В) Опять есть третий вариант. Есть только одни заветы и обетования. Все заветы заключены с Израилем (в том числе и Новый Завет). Все обетования сделаны Израилю. Однако исполнение этих обетований превышают их первоначальное значение. И через Христа и верующие в Него народы причастны к данным обетованиям.
- Аврааму было обещано ограниченное земное отечество (Ханаан), но по сути Бог даст ему "небесную страну".
- Или же Иисус Навин искал покой в земле обетованной, но тот покой, которые Бог ему приготовил - эсхатологический покой.
- Через Иезекииля Бог обещал новый храм, однако Иисус есть Храм (Ин 2, Ин 7, Отк 21).
3. Каково библейское основание для различения между Израилем и церковью?
Есть ключевые тексты, которые раскрывают взаимоотношения между Израилем и церковью.
Наверно самый основательный - отрывок в Рим 11. Здесь можно обратить внимание на 4 этапа в истории Израиля:
- Растет корень, из него растут ветхи (члены Израильского народа)
- Некоторые ветхи отламываются (неверные члены Израильского народа), остается только "святой остаток"
- На место отломленных веток привиты "дикие ветхи" (прививание неиудеев в народ Божий через Иисуса Христа)
- Когда войдет полное число народов, то "весь Израиль" спасется.
Обращаю внимание, что в этой картине есть лишь один корень, один народ, одни обетования. Речь идет о том, кто станет причастным к корнем. Нет здесь два отдельных народа или же две "программы".
4. А что тогда насчет буквальное исполнение пророчеств? Что насчет возрождение Израильской государственности в наши дни?
Для сторонников "богословия разделения" очень важно возвращение Израиля на родину. Некоторые ссылаются на то, что по Ветхому Завету иудеи должны были вернуться в "неверии" по крайней мере что касается веры в Спасителя (ср. Иез 37).
Безусловно Бог любит свой древний народ и не отвергнул.
Однако ошибочно указывают не "безусловный" характер некоторых Божьих заветов и обетований. В Рим 11:29 написано: "Ибо дары и призвание Божие непреложны". Но это ведь можно отнести к фарисеям и первосвященникам, а также к Павлу до уверования. Павел же раньше говорил: "[Израильтяне], которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог". Его печаль в том, что это все принадлежит Израилю, но они отлучены от Христа. Все равно нужна вера. Без веры обетования - ни к чему.
Если говорить о земных исполнениях пророчеств, то если основанием для нахождения на земле - в заветах с Авраамом и с Моисеем, то иудеи вернулись на землю, но не имеют право находиться там, пока не уверовали в Иисуса (Втор 18:18-19). В духе послания к Евреям земные, внешние благословения указывают на их полнейший смысл.
Скорее замысел Божий, возвращая народ Израиля на историческую родину, в том, чтобы указать на высшие обетования, чтобы народ стремился не к земному, а к небесному. Мир Израилю!
Комментариев нет:
Отправить комментарий