Иногда покупаю журнал Psychologies. Суду по фотографиям, рекламированным в ней товарам и по содержанию статей, то аудитория преимущественно женская, но журнал,
я считаю, очень хорошо "ловит волну" проблем и вопросов современного человека. Порой тематика статей прямо "в десятку" попадает.
я считаю, очень хорошо "ловит волну" проблем и вопросов современного человека. Порой тематика статей прямо "в десятку" попадает.
Вот и в последнем номере статья о религии: "Мы называем себя верующими..." Статья задает вопрос: "Какое значение имеет религия лично для вас?" Дело в том, что мировоззрение такого журнала относится к современному, по сути атеистическому (или по крайней мере а-религиозному) постмодерну французского вдохновения. Истина не в Боге и не в науке, а в психологической "аутентичности": найти и понять свое "я". А вот в России, особенно, сталкиваются с таким явлением как пост-атеистическая религиозность. Вопреки теориям о секуляризации в таких современных странах как Россия, Китай, Северная Корея, США и не только религия не вымирает "как положено" а продолжает расти и играть значительную роль в жизни человека.
Разбирая тему, автор статьи, Юрий Зубцов, различает внешнюю религиозность от внутренней, естественно в пользу второй. Основывает он различие на работе некоего Gordon Allport. Данное различие видит во внешней религиозности неосознанное подчинение и переложение личной ответственности на авторитетный институт церкви в лице священнослужителей в ущерб собственной совести. А внутренняя реглигиозность подразумевает внутреннюю работу, нравственность и толерантность. Мне очень понравились следующие слова: "Даже атеисты вряд ли будут отрицать величие и красоту центральной идеи христианства: жертву Иисуса Христа ради спасения людей".
И все-таки есть "но". Дело в том, что в этом различии скорее таится поиск косвенной пользы веры для посиюсторонней жизни. Вера якобы не имеет значения столько в качестве веры в Бога, сколько исходя из той косвенной пользы, которая она приносит в сей жизни: "Тогда как именно нравственная работа составляет основу религиозности." Эта мысль почто дословно повторяет мысль Иммануила Канта, философа эпохи Просвещения. А на самом деле все наоборот: любовь к тому, кто рядом, основана на вере в Бога и на Его любви к нам. "Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга." (1 Иоанна 4:11)
Еще хочу отметить, что различие между "внешней" и "внутренней" религиозностью строится на концепции о властной, авторитетной церкви-посреднике ("приходская церковь"). Но ведь есть и более древняя и более современная концепция о церкви как о добровольной общине верующих. Такая церковь не является отдельным от меня посредником между мной и Богом, а эта церковь - мы, то есть церковь как сообщество тех, кто вместе практикует "внтреннюю" религиозность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий