Недавно я прочитал статью на сайте одного местного телеканала, в которой очередной раз обозначили членов моей христианской конфессии "сектантами" и "адептами нестандартной религии".
В свете светской конституции РФ и во избежание религиозной розни (что является преступлением против закона), я предлагаю искать новых терминов для обозначения религиозных меньшинств.
Но давайте разберемся, что такое "церковь" и что такое "секта".
Если смотреть именно с богословской точки зрения, то каждый считает себя именно церковью и не сектой. Баптисты имеет свою концепцию о том, что такое истинная церковь (при этом не претендуя на исклюзивность и не отказывая и другим церквам в праве быть церковью). Истинная церковь - собрание верующих, где истинно проведуется Евангелие, верно преподаются таинства и где практикуется церковная дисциплина. Вот цитата из вероучения самых первых баптистов:
Хотя по отношению ко Христу, церковь – одна, однако она состоит из различных частных общин (конгрегаций), столько, сколько существует в мире, каждой из которых, хоть она [состоит] только из двоих или троих, даны Христос и все средства ко спасению, и [каждая из которых] является телом Христовым и целой [или: полноценной] церковью.А что насчет тех, кто "не наши", представления которых о церкви отличаются от наших? Есть путь эксклюзивности, по которому все остальные "христиане" вовсе таковыми не являются. Но каждая конфессия обычно имеет категория для обозначения настоящих христиан в других конфессиях. К примеру Римо-католический собор Ватикан II 1968г называет православных и протестантов не "сектантами", а "отделенными братьями". По богословским соображениям те церкви, которые не имеют апостольскую преемственность, называют не "церковью", а "общиной", но все-таки не чернея их ярлыками.
(Декларация веры, 1611г)
А если смотреть на вопрос с социологической точки зрения, то эти же термины приобретают немного другой смысл. Это основывается на работах таких социологов как Вебер, Трёльч, Ричард Нибур и другие. В их осмыслении этого вопроса "секта" и "церковь" обозначают разные религиозные объединения и их место в обществе. Объединения отличаются разными критериями:
- Для Вебера ключевой критерий - форма членства, то есть каким образом человек становится членом данной религиозной организации: через рождение (церковь) или же через личное решение (секта).
- Трёльч и Нибур подчеркивают другой критерий. а именно "религиозное поведение".
- А Джонсон считает решающим отношение данной группы к окружающему обществу (принятие или же отвержение).
"церковь есть обязательное объединение для преподавания благодати, а секта есть добровольное объединение религиозно соответствующих лци".Из этой цитаты видно, что и "церковь" и "секта", опять же в этом строго социологическом смысле, имеют свои плюсы и минусы. При этом от черно-белого различия между сектой и церковью в толковании Вебера социологи и богословы перешли к концепции о "диапозоне". "Церковь" и "секта" - две крайности, идеалы, которых нет в натуре, а все религиозные объединения находятся где-то на этом диапозоне от секты до церкви.
Тогда вопрос: являются ли баптисты "сектой"? Баптисты условно являются "сектой" в строгом социологическом смысле, если под термином "секта" имеется в виду, что данное объединение является религиозным меньшинством на дорбовольной основе в отличие от религиозной монополии на основе рождения, культуры и государственности. В этом же смысле в сегодняшней России православные-старообрадцы тоже являются "сектой" также как и православная церковь в Японии. А в Российском Татарстане или же в мусульманских странах господствующая форма Ислама является "церковью" в этом же строгом социологическом смысле. Слова "секта" и "церковь" в данном случае несут лишь социологический, а не богословский смысл.
И все-таки, секта или не секта? Я думаю, что в услових светского государства и общества XXI века давно пора перейти на неоскорбитльное обозначение различных религиозных групп. Баптисты являются инославными христианами, протестантской христианской конфессией, религиозным меньшинством. Есть множество подходящих, необидных терминов для обозначения нас и других подобных христианских церквей.
"Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь."
(Первое послание Петра 4:15,16)
Эта концепция, что "церковь" является лишь господствующей религией определенного общества кажется очень странным для меня.Не могли бы вы исследовать некоторые более, что христиане имели в виду под "церкви".
ОтветитьУдалитьПривет, Лора! Под словом "церковь" христиане имеют в виду истинный народ Божий, который является преемником церкви Нового Завета, исповедует истину и имеет спасение. Мнения расходятся по вопросу, где эта церковь. Кто-то ссылается на преемственность рукоположений, а кто-то на преемственность учения и веры.
ОтветитьУдалитьСоответственно понятие "секта" проблематично. Если в общем, то "секта" есть раскол от церкви и расхождение по вероучению.
Но в этой статье я представляю точку зрения, что в данной ситуации речь идет не о богословском понимании, а о социологическом. Поэтому в данном случае речь идет не о церкви как об общине верующих (Gemeinde), а о церкви как о явлении в обществе: господствующий религиозный институт (Kirche).