Что значит Sola Scriptura (только Писание)? Этот принцип исповедуют христиане-протестанты.
Если коротко, то это учение о том, что именно Библия является единственной непогрешимой основой для вероучения, христианской жизни и церковной практики. Слово Божье обращено к народу Божьему, непосредственно к членам церкви (не через священнослужителей), поэтому мы с вами можем слушать и читать Слово Божье, его понять, принять, применить. При этом важно внимать Писанию не частично, а полностью (по контексту) и не искажая главный его евангельский посыл.
Но это далеко не значит, что нет ничего кроме Писания.
Во-первых есть церковная община. Церковь есть собрание святых, сообщество верующих. Этот народ Божий восходит к первым людям, Адам и Ева, и включает в себя всех верующих всех времен. Павел пишет что мы постигаем любовь Христа "вместе со всеми святыми" то есть не каждый отдельно по себе.
Во-вторых есть учителя. Это тот же священнослужитель в церкви, который читает проповедь, или же христианский автор. Есть и другие, более авторитетные учителя, которые думали и писали в прошлом.
В-третьих есть предание. Это "история ученичества", накопленный опыт понимания, толкования и применения Писания. Библию читают и применяют уже сколько столетий! А мы можем знакомиться с этим опытом, учиться на нем.
Но все что не есть Слово Божье, в том числе и церковная община, и учителя, и предание, подчиняется наивысшему авторитету Божьего Слова.
В самой Библии Иисус обличал тех, кто ставил авторитет "предания старцев" высше чем Слово Божье (Марк 7 и др.). В церкви первых веков с трепетом определили границы Священного Писания, тем же не "придавая" авторитет Писания, а лишь "признавая" его авторитет.
«Сии суть источники спасения…, в сих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо… Есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь и Товия… и Пастырь». (Афанасий Великий, IV век)
Это все средства лишь вспомогательного характера. Они помогают нам постигать Писание, но не заменяют или же затмевают Писание. В итоге я должен "вернуться" к Писанию и услышать там то, что мне подсказывают другие источники. А если там этого нет, то "побеждает" Писание. Как говорил реформатор Мартин Лютер: "Моя совесть в плену [лишь] у Слова Божьего." Только оно обязательно и непогрешимо.
К примеру случай с язычниками в Деяниях Апостолов. Дело в том, что Апостолы не сразу поняли всю истину о вхождении в церковь нееврейских народов. Они пришли к этому через водительство Духа, через опыт. Но по факту они нашли подтверждение и основу для своих убеждений в Священном Писании (см. Деян 10 и 15) и не довольствовались лишь своим опытом, даже и апостольским.
Если коротко, то это учение о том, что именно Библия является единственной непогрешимой основой для вероучения, христианской жизни и церковной практики. Слово Божье обращено к народу Божьему, непосредственно к членам церкви (не через священнослужителей), поэтому мы с вами можем слушать и читать Слово Божье, его понять, принять, применить. При этом важно внимать Писанию не частично, а полностью (по контексту) и не искажая главный его евангельский посыл.
Но это далеко не значит, что нет ничего кроме Писания.
Во-первых есть церковная община. Церковь есть собрание святых, сообщество верующих. Этот народ Божий восходит к первым людям, Адам и Ева, и включает в себя всех верующих всех времен. Павел пишет что мы постигаем любовь Христа "вместе со всеми святыми" то есть не каждый отдельно по себе.
Во-вторых есть учителя. Это тот же священнослужитель в церкви, который читает проповедь, или же христианский автор. Есть и другие, более авторитетные учителя, которые думали и писали в прошлом.
В-третьих есть предание. Это "история ученичества", накопленный опыт понимания, толкования и применения Писания. Библию читают и применяют уже сколько столетий! А мы можем знакомиться с этим опытом, учиться на нем.
Но все что не есть Слово Божье, в том числе и церковная община, и учителя, и предание, подчиняется наивысшему авторитету Божьего Слова.
В самой Библии Иисус обличал тех, кто ставил авторитет "предания старцев" высше чем Слово Божье (Марк 7 и др.). В церкви первых веков с трепетом определили границы Священного Писания, тем же не "придавая" авторитет Писания, а лишь "признавая" его авторитет.
«Сии суть источники спасения…, в сих только благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ни да отъемлет от них что-либо… Есть, кроме сих, и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами для чтения нововступающим и желающим огласиться словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь и Товия… и Пастырь». (Афанасий Великий, IV век)
Это все средства лишь вспомогательного характера. Они помогают нам постигать Писание, но не заменяют или же затмевают Писание. В итоге я должен "вернуться" к Писанию и услышать там то, что мне подсказывают другие источники. А если там этого нет, то "побеждает" Писание. Как говорил реформатор Мартин Лютер: "Моя совесть в плену [лишь] у Слова Божьего." Только оно обязательно и непогрешимо.
К примеру случай с язычниками в Деяниях Апостолов. Дело в том, что Апостолы не сразу поняли всю истину о вхождении в церковь нееврейских народов. Они пришли к этому через водительство Духа, через опыт. Но по факту они нашли подтверждение и основу для своих убеждений в Священном Писании (см. Деян 10 и 15) и не довольствовались лишь своим опытом, даже и апостольским.
Комментариев нет:
Отправить комментарий