Два года назад весь протестантский мир (и не только) отпраздовал 500 лет со дня начала немецкой Реформации XVI века, она же евангелическая, что считается с 31 октября 1517 когда Мартин Лютер постановил 95 тезисов для обсуждения.
А в этом году, а точнее 1 января 2019, исполняется еще один подобный юбилей: начало швейцарской Реформации, она же реформатская. В этот день 500 лет назад началось служение швейцарец Ульрих Цвингли в городском Соборе города Цюрих.
Цвингли, как и все участники церковной истории, неоднозначная личность. Реагируя на злоупотребления средневековья, он рассматривал священнодействия лишь как символы. Он также известен тем, что он преследовал христиан-анабаптистов и участвовал в войне, будучи священнослужителем. И все же, несмотря на эти изъяны, Цвингли занимает заслуженное место в истории церкви Реформации и вообще.
Начальная дата
швейцарской Реформации – начало служение Цвингли мирским священником в
цюрихском соборе «Гросс-Мюнстер» 1 января 1519г. Ему было 32 года. Там же он и служил до
конца своей жизни 1531г. Следуя примеру Иоанна
Златоуста (IV век) и Оригена (III век), вместо очередного чин чтений из Писаний по церковному календарю, на
проповедях Цвингли начал разбирать по порядку, отрывок за отрывком,
Евангелие от Матфея, потом Деяния Апостолов, Первое и Второе послания к Тимофею, к
Галатам. Таким образом, Цвингли прошел весь Новый Завет кроме книги Откровения.
По пятницам он выступал на площади с проповедью на Псалтирь.
А в этом году, а точнее 1 января 2019, исполняется еще один подобный юбилей: начало швейцарской Реформации, она же реформатская. В этот день 500 лет назад началось служение швейцарец Ульрих Цвингли в городском Соборе города Цюрих.
Цвингли, как и все участники церковной истории, неоднозначная личность. Реагируя на злоупотребления средневековья, он рассматривал священнодействия лишь как символы. Он также известен тем, что он преследовал христиан-анабаптистов и участвовал в войне, будучи священнослужителем. И все же, несмотря на эти изъяны, Цвингли занимает заслуженное место в истории церкви Реформации и вообще.
Цвингли родился в Швейцарии 1484г. Его отец был фермером и поместной судьей («магистрат»).
Наставниками Цвингли, были его отец и дядя, а также люди, испытавшие влияние гуманизма эпохи Возрождения.
Закончив школу, с 1500г Цвигли учился на философском факультете Бернского
университета и на богословском факультете Базельского университета. В 1504г
получил степень бакалавра, а в 1506г – степень магистра.
Приступая к служению
Цвингли решил не вступать в монашеский орден, предпочитая служение "мирским"
священником. С
1506–1516гг он служил приходским священником в Гларусе, а в 1516–1519гг – в Айнзидельне. В этот
период Цвингли согрешил грехом блуда, в чем он потом признался и раскаялся. В
1513 и 1515гг он служил капелланом, то есть военным священником швейцарским
солдатам-наёмникам.
Цвингли говорил о
своем обращении как о постепенном повороте от философии к Библии. Его путь веры
спокойнее чем у Лютера: он гуманист, который вернулся к Священным Писаниям как
к источникам христианства. (Лозунг эпохи Возрождения – «к истокам!»)
В 1514 или 1515г, следуя гуманизму Эразма Роттердамского, Цвингли убедился, что
Христос, а не Мария и святые –
единственный посредник между Богом и человеком: «Почему... мы должны
искать помощи от тварного существа?» Это четкое различие между Богом и всем
тварным – сердцевина богословия Цвингли. По побуждению Эразма Цвингли читал
Библию (Евангелие от Иоанна, послания Павла) и Отцов Церкви (Августин).
Цвингли, человек
эпохи Возрождения, подводя итог первому году своего пребывания в Цюрихе,
объявил, что «в Цюрихе появилось более двух тысяч более или менее образованных
людей».
В наших церквах на сегодняшний день приветствуется и практикуется экспозиционная проповедь. Хотелось бы, чтобы, ратуя за эту форму служения, мы осознали откуда она пришла к нам и нашу в этом отношении задолженность перед такими историческими личностями как Цвингли, Иоанн Златоуст и Ориген.
Комментариев нет:
Отправить комментарий