воскресенье, 20 января 2019 г.

С юбилеем экспозиционной проповеди! (1519-2019)

Два года назад весь протестантский мир (и не только) отпраздовал 500 лет со дня начала немецкой Реформации XVI века, она же евангелическая, что считается с 31 октября 1517 когда Мартин Лютер постановил 95 тезисов для обсуждения.

А в этом году, а точнее 1 января 2019, исполняется еще один подобный юбилей: начало швейцарской Реформации, она же реформатская. В этот день 500 лет назад началось служение швейцарец Ульрих Цвингли в городском Соборе города Цюрих.

Цвингли, как и все участники церковной истории, неоднозначная личность. Реагируя на злоупотребления средневековья, он рассматривал священнодействия лишь как символы. Он также известен тем, что он преследовал христиан-анабаптистов и участвовал в войне, будучи священнослужителем. И все же, несмотря на эти изъяны, Цвингли занимает заслуженное место в истории церкви Реформации и вообще.


Цвингли родился в Швейцарии 1484г. Его отец был фермером и поместной судьей («магистрат»). Наставниками Цвингли, были его отец и дядя, а также люди, испытавшие влияние гуманизма эпохи Возрождения. Закончив школу, с 1500г Цвигли учился на философском факультете Бернского университета и на богословском факультете Базельского университета. В 1504г получил степень бакалавра, а в 1506г – степень магистра.

Приступая к служению Цвингли решил не вступать в монашеский орден, предпочитая служение "мирским" священником. С 1506–1516гг он служил приходским священником в Гларусе,  а в 1516–1519гг – в Айнзидельне. В этот период Цвингли согрешил грехом блуда, в чем он потом признался и раскаялся. В 1513 и 1515гг он служил капелланом, то есть военным священником швейцарским солдатам-наёмникам. 

Цвингли говорил о своем обращении как о постепенном повороте от философии к Библии. Его путь веры спокойнее чем у Лютера: он гуманист, который вернулся к Священным Писаниям как к источникам христианства. (Лозунг эпохи Возрождения – «к истокам!») В 1514 или 1515г, следуя гуманизму Эразма Роттердамского, Цвингли убедился, что Христос, а не Мария и святые –  единственный посредник между Богом и человеком: «Почему... мы должны искать помощи от тварного существа?» Это четкое различие между Богом и всем тварным – сердцевина богословия Цвингли. По побуждению Эразма Цвингли читал Библию (Евангелие от Иоанна, послания Павла) и Отцов Церкви (Августин).

Начальная дата швейцарской Реформации – начало служение Цвингли мирским священником в цюрихском соборе «Гросс-Мюнстер» 1 января 1519г. Ему было 32 года. Там же он и служил до конца своей жизни 1531г. Следуя примеру Иоанна Златоуста (IV век) и Оригена (III век), вместо очередного чин чтений из Писаний по церковному календарю, на проповедях Цвингли начал разбирать по порядку, отрывок за отрывком, Евангелие от Матфея, потом Деяния Апостолов, Первое и Второе послания к Тимофею, к Галатам. Таким образом, Цвингли прошел весь Новый Завет кроме книги Откровения. По пятницам он выступал на площади с проповедью на Псалтирь.

Цвингли, человек эпохи Возрождения, подводя итог первому году своего пребывания в Цюрихе, объявил, что «в Цюрихе появилось более двух тысяч более или менее образованных людей». 

В наших церквах на сегодняшний день приветствуется и практикуется экспозиционная проповедь. Хотелось бы, чтобы, ратуя за эту форму служения, мы осознали откуда она пришла к нам и нашу в этом отношении задолженность перед такими историческими личностями как Цвингли, Иоанн Златоуст и Ориген. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий