Вообще-то я уже написал пост по этому вопросу: сошлюсь на предыдущий пост.
Но буквально вчера еще раз мне собеседник задал этот же вопрос: А у протестантов есть святые?
Как часто бывает, ответив на вопрос, мне кажется можно было лучше на него ответить, обращая внимание на другие, более существенные аспекты.
Суть моего "стандартного" ответа таков: по Библии все верующие святые, но среди них в протестантской/евангельской среде (хотя без официальной канонизации) мы выделяем тех, кто является особым примером для подражания ("герои веры"). Героями веры для протестантов (евангельских христиан) являются и "общехристианские", такие как Афанасий Великий или Патрик Ирладнский, а также "свои" такие как Мартин Лютер, Джон Буньян, Дитрих Бонхёффер, Клайв Льюис, Джим Элиот.
А в чем еще суть заданного вопроса?
Есть несколько вариантов. Кто для протестантов авторитет? Есть ли у вас какой-то стаж духовного опыта в виде конкретных людей-подвижников? Как вы относитесь к святым других юрисдикций христианской церкви? Не исключено, что для кого-то в этом вопросе выражена некая неприязнь к святым. Возможно за данным вопросом таятся еще какие-то вопросы.
И еще: как можно ответить на вопрос так, чтобы "дать ответ в вашем уповании", указывая на Христа и Евангелие, а не только защищая свою конфессию?
Кажется в данном случае не стоит обратить внимание на то, что по евангельскому учению мы не обращаем молитву к самим святым (или же не просим, чтобы они о нас молились), ведь с другой стороны святые покойники молятся с нами и за нас (ср. Откр 6:10). В этом смысле мы, хоть по-своему, но исповедуем "общение святых" (фраза из Апостольского символа веры).
Можно говорить о том, что когда человек через веру причастен к Иисусу Христу, то он становится святым: не по своим заслугам, а благодаря Христу. К примеру Апостол Петр пишет: "Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом." (1 Петра 2:4-5)
Можно говорить о том, что все верующие христиане идут за Иисусом Христом. Есть те, которые уже до нас прошли до конца свое поприще: мы подражаем их вере. А есть живые наставники, которым мы покорны. Но при этом мы верой взираем именно на Иисуса, начальника и совершителя веры нашей. (Евреям гл.гл. 11, 12)
Я благодарен своем собеседнику за вопрос и еще размышляю над тем, как лучше на него ответить...
Но буквально вчера еще раз мне собеседник задал этот же вопрос: А у протестантов есть святые?
Как часто бывает, ответив на вопрос, мне кажется можно было лучше на него ответить, обращая внимание на другие, более существенные аспекты.
Суть моего "стандартного" ответа таков: по Библии все верующие святые, но среди них в протестантской/евангельской среде (хотя без официальной канонизации) мы выделяем тех, кто является особым примером для подражания ("герои веры"). Героями веры для протестантов (евангельских христиан) являются и "общехристианские", такие как Афанасий Великий или Патрик Ирладнский, а также "свои" такие как Мартин Лютер, Джон Буньян, Дитрих Бонхёффер, Клайв Льюис, Джим Элиот.
А в чем еще суть заданного вопроса?
Есть несколько вариантов. Кто для протестантов авторитет? Есть ли у вас какой-то стаж духовного опыта в виде конкретных людей-подвижников? Как вы относитесь к святым других юрисдикций христианской церкви? Не исключено, что для кого-то в этом вопросе выражена некая неприязнь к святым. Возможно за данным вопросом таятся еще какие-то вопросы.
И еще: как можно ответить на вопрос так, чтобы "дать ответ в вашем уповании", указывая на Христа и Евангелие, а не только защищая свою конфессию?
Кажется в данном случае не стоит обратить внимание на то, что по евангельскому учению мы не обращаем молитву к самим святым (или же не просим, чтобы они о нас молились), ведь с другой стороны святые покойники молятся с нами и за нас (ср. Откр 6:10). В этом смысле мы, хоть по-своему, но исповедуем "общение святых" (фраза из Апостольского символа веры).
Можно говорить о том, что когда человек через веру причастен к Иисусу Христу, то он становится святым: не по своим заслугам, а благодаря Христу. К примеру Апостол Петр пишет: "Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом." (1 Петра 2:4-5)
Можно говорить о том, что все верующие христиане идут за Иисусом Христом. Есть те, которые уже до нас прошли до конца свое поприще: мы подражаем их вере. А есть живые наставники, которым мы покорны. Но при этом мы верой взираем именно на Иисуса, начальника и совершителя веры нашей. (Евреям гл.гл. 11, 12)
Я благодарен своем собеседнику за вопрос и еще размышляю над тем, как лучше на него ответить...
Комментариев нет:
Отправить комментарий