В конце I века Эфес, расположившийся недалеко от
Эгейского моря (юго-запад сегодняшней Турции), был третьим городом Римской
империи: город большой, международный, весомый экономически и значимый в
религиозном отношении. В Эфесе царил культ Дианы (Артемиды). Апостол Павел со
слезами прощался с пресвитерами церкви именно этого города, чтобы «совершить
поприще и служение» в Риме и дальше. И именно в этот город переехал
впоследствии Апостол Иоанн, «возлюбленный ученик» Четвертого Евангелия, и нес
там служение, почив около 100 года н. э., последний из Апостолов – свидетелей
Иисуса Христа. Можно сказать, что именно в Эфесе началось послеапостольское
время, собственно «история церкви».
Какова была первая церковь?
Апостолы оставили после себя диаспору из сотен христианских общин по всему Средиземноморью и дальше. В некоторой степени эти ранние церкви для нас – тайна и загадка. Кто-то представляет себе церковь конца I века в виде свободных собраний, где исполнялись песнопения под музыкальный инструмент наподобие гитары, читались воспоминания о Господе по каким-то свиткам… Кто-то, напротив, сразу проецирует на младенческую церковь все дальнейшее историческое развитие… Третьи предполагают движение, основополагающими принципами которого были отцовство Бога и братство человека, но без догматической составляющей…
Мы имеем дело, однако, не с абстракцией, а с конкретным
историческим явлением. Попробуем ограничиваться фактами. Что можно сказать о
послеапостольской церкви? Если бы нам довелось побыть в одной из этих общин,
что мы могли бы увидеть?
Во-первых,
можно было наблюдать общину, которая во многом переняла практику иудейской
синагоги. Богослужения проходили не на седьмой день недели (суббота), а в
первый (воскресенье), но, тем не менее, воспроизводились многие элементы
синагогальной службы: пение псалмов, установленные молитвы, чтение Писания и
проповедь («слово наставления»). Кроме утреннего воскресного собрания, которое
проводил предстоятель, было еще еженедельное свободное вечернее общение (вечеря
любви).
Также,
как и синагога, церковь представляла собой организованную общину с единым руководством;
её члены тесно общались между собой и участвовали в жизни друг друга. Жизнь церкви
управлялась коллегией пресвитеров (они же епископы): «Рукополагайте себе епископов
и диаконов» (цитата из раннехристианского текста, Дидахэ). Когда среди членов
коллегии стал выделяться главный, и именно он один стал называться епископом,
каждая церковь с таким епископом получила статус самоуправляемой и полноценной.
Эти церкви были связаны между собой сначала Апостолами самого Иисуса Христа, а
потом такими апостолами церквей, как Тимофей и Тит. Спорные вопросы решались
конференциями-соборами с участием представителей разных церквей, наподобие
Иерусалимского собора, известного нам по Деяниям Апостолов (Деяния 15).
Христианская
церковь, также, как и синагоги, вписывалась в «ландшафт» эллинского общества
того времени наряду с другими объединениями (societates) как религиозного, так и нерелигиозного
характера. Вплоть до IV века богослужения проходили повсеместно, даже в Риме,
на греческом языке (исключением были говорящие на арамейском наречии иудеи). Только
с IV века на собраниях стали использовать сирийский, коптский и латинский
языки.
Церковь
отличалась от синагоги именно верой в Триединого Бога: Бога-Отца, Бога-Сына и
Духа Святого. Утверждая иудейское Писание («Ветхий Завет»), христиане исповедовали
новое, окончательное откровение в Иисусе, Которому христиане с самого начала
«поклонялись, как богу» (Император Траян, 112 г.) Вторая половина христианского
собрания – вечеря Господня, где верующие принимали хлеб и вино, внимая словам
Господа: «Сие есть тело Мое, за вас ломимое». Древнейшие тексты молитв на
причастии вдохновлены иудейскими молитвами перед принятием пищи. Церковь торжественно
совершала преломление хлебов во имя Иисуса, возможно, в пределах вечерней
трапезы – «вечери любви».
Людской состав церкви
Кого же можно было увидеть в церкви? Каков был ее людской состав?
Христианская
церковь началась на Святой земле среди иудеев. Не только наш Господь, Матерь Его
и родные братья, остальные Апостолы, но и все члены церкви были иудеями. Иудеи
делились на евреев (говорящих по-арамейски), эллинов (говорящих по-гречески), и
прозелитов, т. е. есть неиудеев, обращенных в иудейскую веру и ставших во всех
отношениях иудеями. Примерами последних были присутствовавшие в День
Пятидесятницы, или же евнух-эфиоп. Были также самаряне-полуевреи, которым благовествовал
Филипп. О самяранах-христианах упоминает Иустин во II
веке,
но к концу II века, возможно, они сошли на нет. Обострение
отношений, а также иудейские войны (66–70 гг. и 135 г.) усугубили разделение между
синагогой и церковью, и к середине II века иудейская составляющая
церкви была очень мала. В синагогах стали читать проклятие «миним» (раскольникам).
Кроме иудеев, начиная с сотника Корнилия, в доме которого
благовествовал Петр, в церковь вошли представители других народов, не
принимавших иудейскую религиозную культуру. Корнилий был близок к иудейской
синагоге; «чтущий Бога», он, однако, не стал полноценным прозелитом. Такие
«приближенные неиудеи» были очень благоприятной почвой для проповеди Евангелия:
они уверовали в Иисуса Христа и приняли крещение, но не принимали обрезания, т.
е. не приняли религиозную культуру иудаизма. Другим ключевым
моментом в развитии церкви был «антиохийский прорыв», когда в Антиохии
впервые уверовали эллины, не имевшие никакого отношения к синагоге (Деяния 12).
С этого момента и возникло наименование «христиане». У христианина-неиудея
Иустина (II век) прослеживается мысль, что христиане – избранный
Богом народ, в то время как иудеи-нехристиане уже не есть Израиль.
Кроме
высоко-цивилизованных эллинов, среди принадлежащих церкви народов можно было встретить
и варваров. Судя по посланию к Колоссянам, уже с апостольских времен и такие
представители не говорящих по-гречески народов-дикарей – например, скифы (Скифия
располагалась на северо-западном побережье Черного моря) – услышали Евангелие и
уверовали.
Кроме
этнического, в церкви было еще и социальное разнообразие. Судя по подробным
наставлениям апостольских посланий, среди первых христиан было много рабов. (Позже
в Риме кто-то из бывших рабов даже поднялся до должности епископа.) Было и
какое-то количество рабовладельцев, поскольку и к ним было обращено слово
наставления.
Третья
плоскость разнообразия в первой церкви – присутствие как женского, так и мужского
пола. И для иудейского общества, и для греко-римского мира было непривычно, что
Христос беседовал с женщинами и учил женщин. Когда Он воскрес из мертвых,
Господь первым явился именно женщине, Марии Магдалине, которая и сообщила об
этом Апостолам («апостол апостолам»). Множество женщин уверовало и было среди
верующих. В церкви были признанные женские служебные должности («чины»): девы,
вдовы и диакониссы.
География церкви I века
А где же были расположены эти христианские общины конца I века – в географическом смысле?
Первым
очагом христианства был, разумеется, Иерусалим и окружающие города Иудеи (в том
числе Самария). В Иерусалиме была многотысячная церковь и местные общины (например,
Иоппия, Кесария). Апостол Иаков Брат Господень, который был ведущим в Иерусалимской
церкви, был убит в 62 г. После этого верующие стали выезжать из Иерусалима. Часть
христиан-иудеев переместилась в Эфес (см. выше). Перед разгромом Иерусалима в
70 г. другие христиане-иудеи убежали в город Пеллу, располагавшийся за Иорданом
в Сирии; он стал новым центром иудействующего христианства.
Кстати,
среди соблюдающих закон христиан-иудеев были правоверные «Назореи» и еретические
«евиониты». Вплоть до второй иудейской войны 135 г., называемой также восстанием
Бар-Кохбы, была община иудеев-христиан в Иерусалиме; все её пресвитеры были
иудеями. После этого Иерусалим был закрыт для иудеев и был переименован в город
Элия Капитолина. Иерусалимская церковь уже состояла из неиудеев, а
иудействующие христиане дожили до V века в Сирии.
Второй очаг христианства – сирийская
Антиохия
(было несколько городов с таким названием), где впервые услышали Евангелие и
уверовали эллины – люди, не имеющие никакого отношения к синагоге (см. выше).
Из Антиохии Павел с Варнавой
отправились в миссионерские поездки по территориям сегодняшней Турции (Малая
Азия). В результате церковь
зародилась по всей Малой Азии, в частности – в провинции «Асия», где самым крупным
городом и центром христианства был Эфес. Сюда к 70 г. переехал из Иерусалима Апостол
Иоанн и служил в этих краях до своей смерти примерно до 100 г. (Позже Эфес передаст эстафету местной церковной «столицы» новой имперской столице, Константинополю.)
По
другую сторону Эгейского моря, напротив Малой Азии находились Македония и Ахайя
(сегодняшеняя Греция): первые верующие в Иисуса Христа в этих краях появились в
городе Филиппы, где проповедовал Павел. Церкви возникли также в городе Фессалоники,
в Коринфе и в других городах. Павел написал в послании к Римлянам такие слова:
«…благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до
Иллирика». Иллирик – латиноязычная римская провинция, расположившаяся от сегодняшней
северной Албании до прибрежной Хорватии – всего лишь 40 км. к северу от
портового города Диррахия в конце Эгнатиевой дороги.
По
другую сторону от порта Диррахия через Адриатическое море располагался итальянский
полуостров и имперская столица, Рим. В Риме церковь зародилась еще до того момента,
как Апостол Павел написал Послание к Римлянам (ок. 58 г.), в котором он поделился
с ними своим желанием быть среди них. Там нес служение и Апостол Петр, возможно,
до выселения иудеев из города в 49 г. Римская церковь, в том числе благодаря
расположению в столичном городе, имела некоторое первенство среди церквей («…которая
первенствует в любви», по слову Игнатия Антиохийского). Павел оказался в Риме около
60 г. в качестве узника и провел года два под домашним арестом.
Но
Рим – не последняя точка миссионерского движения. Уже к 100 г. церковь распространилась
и далее. Сам Павел упомянул о желании благовествовать в Испании, т. е. «за
Римом», на западном крае Средиземного моря. Со слов историка церкви Евсевия, другие
Апостолы служили дальше на востоке: например, Матфей в Персии, а Фома в Индии. Возможно,
Апостол Андрей нес служение рядом с Черным морем. О распространении церкви в
южном направлении, в городе Александрии, мы будем говорить в следующей главе.
Мужи Апостольские
Первое поколение христианских мыслителей после Апостолов – Мужи Апостольские. Это те, кто были наставлены самими апостолами и несли служение, – в том числе в городах, известных нам по Новому Завету. Главные среди них – Климент, Игнатий и Поликарп.
Климент
Римский служил пресвитером в римской церкви с 88 г. вплоть до своей смерти в 99
г. Если Петр на самом деле основал римскую церковь, то Климент стал его первым,
вторым или третьим преемником. На этом этапе своего развития Римская церковь
управлялась еще коллегией пресвитеров. Его перу принадлежат
два послания к Коринфянам. В коринфской церкви был раскол, и в ответ Климент
призывал к единству, миру, должному почитанию пресвитеров, и к подчинению им. Поучительно,
что в этой ситуации Климент не говорит об отдельном сане «епископа».
Игнатий
родился, вероятно, в 50 г., и стал епископом в Антиохии в конце первого века н.
э. По пути на суд и казнь в Риме при императоре Траяне (время его правления – 98–117
гг.) он написал семь посланий церквам, похожих на послания Павла. Хоть в этих
посланиях чувствуется и меньшая, чем у Апостолов, глубина осмысления, Игнатий, тем
не менее, выступал за истинное воплощение Христа против ереси докетизма, адепты
которой утверждали, что Его воплощение лишь «показалось». Его писания не противоречат
более поздним решениям церкви, но у Мужей Апостольских бóльший упор делался на нравственное
христианское поведение и на вопросы о единстве церкви.
Поликарп
родился немного позже, примерно в 69 г. В Эфесе он, вместе с Папием и другими, был
наставлен Апостолом Иоанном, беседы с которым он вспоминал. Поликарп стал епископом
города Смирна в начале II века и написал свое
послание к Филиппийцам в 110 г.; оно показывает, что он был человеком прямым и
смиренным, без престижного образования. Однако Поликарп более известен своей героической
мученической смертью; он отказался отречься от Христа ценой
собственной жизни. В людном амфитеатре его склоняли к вероотступничеству, но он
говорил: «86
лет служу Ему, и Он ничем не обидел меня; как же могу поносить Царя моего, спасшего
меня?» Мученичество считалось наивысшей формой смерти для христианина. Игнатий,
например, отговаривал братьев в Риме предотвратить его смертную казнь (см. выше).
Ранняя
книга о церковном порядке того времени, Дидахэ («Учение
12 Апостолов»), содержит
чин богослужения для причастия и различные инструкции по христианской и
церковной жизни. К трудам Мужей Апостольских относятся также и Послание Варнавы,
и Пастырь Ермы. Среди трудов этого периода есть и замечательное послание к
Диогнету, которое имеет апологетический характер (защита веры).
В нем есть слова, вполне выражающие понимание Евангелия самых ранних времен:
«О сладостное изменение! О непостижимое строительство! о неожиданное благодеяние! Беззаконие многих покрывается одним Праведником, и праведность одного оправдывает многих беззаконников...»
Комментариев нет:
Отправить комментарий