По-моему американскому писателю Марку Твену приписывают следующую цитату : "Когда я был четырнадцатилетним мальчиком мой отец был таким невеждой, что я с трудом мог находиться рядом с ним, но когда мне было 21 год, я был удивлен тому, сколькому он научился всего лишь за 7 лет." В своей относительной старости и я полюбил традиции. Если в молодости я больше обращал внимание на недостатки прошлого, то сейчас я начал понимать пользу и необходимость преемственности, постоянства и мудрости предков.
Наверно мое отношение к прошлому в чем-то связано с моей протестантской верой.
В основе протестантизма лежит радикальное отношение ко всем авторитетам и традициям во свете последнего авторитета: Священное Писание.
Католическая и Православная церкви подходят к этому вопросу по-другому. Священное Писание для них не может быть противопоставлено Церкви, ведь сама Церковь якобы является автором этого же Священного Писания. Поэтому оно толкуется только этой же Церковью, через призму Ее понимания и опыта. Иначе как будто непослушные дети услышав слова Матери используют ее же слова против Нее самой. А авторитет имеют не слова сами по себе, а Мать, говорившая их.
Или нет?
Вот об этом, собственно говоря, и есть Реформация XVI века.
Были моменты, как беседа в Ратисборне 1541г, когда католики и протестанты нашли общий язык и по таким спорным вопросам как оправдание верой. И православные и католики порой пользовались одними и теми аргументами по отношению к католикам. Вопрос не просто об отдельных богословских вопросах.
А главный вопрос был другим: Чьё Слово? Является ли Мать-Церковь автором Св. Писания? Библия - Слово Церкви или слово к Церкви?
Во многом Реформация сводится к вопросу о соотношении между Церковью и Словом Божьим. Или к вечной дилемме о курице и яйце. Что раньше (первее) - Слово или Церковь? Протестанты настаивают (между прочим "протестант" значит не "протестующий" а "отстаивающий"), что Слово есть Слово к Церкви, и что из двух раньше именно Слово, возрождающее Церковь (ср. Деяния 6:7).
Поэтому по мере того, что Церковь верно учит Писанию, Она и есть "столб и утверждение истины". А если Она искажает истинный смысл Библии, то хоть Она и Церковь, Она неправа. Ведь это не Ее Слово, а Слово Ей. Библия - слово Жениха-Христа, а не Невесты-Церкви.
Это конечно не упраздняет Церкви или же традиции. Но и Та и другая подвергаются Богу и Его Слову. Sola Scriptura не значит, что нет ничего вообще кроме Писания, но значит, что над бурей веков христианской учености и ученичества господствует голос Того, Кому и "ветер и море повинуются". Ему слава во веки, аминь!
Очень классное сравнение! Спасибо, очень полезно!
ОтветитьУдалить