В 1543г польский астроном Коперник издал книгу, "О вращении небесных тел" в которой он приводил доводы о том, что не солнце вращается вокруг земли, а земля вокруг солнца.
Навряд ли кто-то серьезно оспорит эту гипотезу сегодня. А в XVI-XVII века это было потрясающее и шокирующее заявление. Более того думали, это было явное противоречие Библии.
В частной беседе в 1539г Мартин Лютер сказал: "Этот безумец хочет перевернуть с ног на голову всю астрономическую науку, но Священное Писание говорит нам, что Иисус Навин приказал остановиться Солнцу, а не Земле"
В проповеди Жан Кальвин осуждал "тех, кто извращает пророду" говоря, что "не солнце двигается, а земля, и что земля вращается и вертится".
А уже в XVII веке лютеранский богослов Авраам Каловий (1612-1696гг) задал "убийственный" вопрос: "Кто дерзает ставить авторитет Коперника выше авторитета Духа Святого."
А о действиях католической Инквизиции против Галилео Галилеи общеизвестно.
Эти уважаемые христиане были неправы в данном вопросе. А Коперник был прав. И по большому счету истина о гелиоцентричности системы мира - вовсе не проблема для веры в Бога и в Его Слово.
А почему? И в чем урок в этом историческом эпизоде?
1. Во-первых всегда надо быть осторожным, не приравнивая свое понимание Библии к самой Библии. Некоторые вещи явны и понятны, особенно то, что касается откровения Бога, Его спасения во Христе, пути веры. А другие вещи не освещаются в Священном Писании или коснуты лишь косвенно. Где написано о ДНК, о магнитных полах, о континенте Америки, о ядерной физике, о лингвистике? Бог так усмотрел, что Он что-то в Писании открыл, а что-то надо самим открыть путем опыта и испытаний. Подобно тому, как Он в Адаму поручил назвать животных.
2. Из этого вытекает и второй вывод. Для меня само собой разумеется, что Библия - Божье непогрешимое Слово. Но я не предоставлен самому себе с одной Библией. Помимо того, что я не один а в церкви (и в обществе) вместе с Писанием я имею еще предание и опыт и разум (так называемый "Уэслианский чертырёхугольник").
Предание - история верного толкования и внедрения Писания верующими в прошлом. Ненебрегая преданием, я пренебрегаю Духа Святого, как будто Он начал наставлять во всякую истину только при моем поколении.
Опыт - мое субъективное переживание, что порой также помогает мне верно толковать Писание (напр. 1 Иоанна 3:6).
И есть еще разум, в том числе и естественные науки. Могут ли они ошибаться? Конечно, они даже сами в этом признаются. Имеют ли они такой же авторитет как Библия? Нет, конечно. Но может ли разум помочь нам верно толковать Писание? Я думаю да. Нетрудно найти места в Священном Писании, где говорится о движении солнца по отношении к земли (1 Пар 16:30, Псалом 93:1, Екк 1:5). И, если чисто по библейским стихам, например первые две главы Бытия, где говорится о сотворении земли, не получится доказать гелиоцентрическую систему мира. Но если есть основание пересмотреть какое-то убеждение, путем опыта можно узнать истину и путем разума можно понять, что это вовсе не противоречит Библии. А если приступать к таким вопросам без разума (без науки), то заблуждается не Дух Святой, а я.
"Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!" (Псалом 8)
Комментариев нет:
Отправить комментарий