понедельник, 30 июля 2012 г.

Писание и все? (или: а вы ничего не упустили?)

Я верую в высший авторитет Священного Писания. Именно оно, Слово не человеческое и не церковное, а Божье, стоит над всеми вероучениями и духовными практиками и аспектами христианского поведения. Именно Божье Слово имеет божественный авторитет, не говоря уж о том, что оно есть еще и слово живое, действенное (1 Фесс 2:13).

Это конечно не значит, что нет ничего кроме Писания. Было устное учение Апостолов до того, как оно было записано в Писании. Были и сами Апостолы и те три года, которые они провели со Спасителем. Был и образец их обращения и образа жизни. Была и есть сама церковь и ее практика, восходящая к первой церкви, но в протяжение веков пережившая изменения. Итд итп.

Это все в качестве введения. Я хочу немного о другом: о подходе "я и моя Библия". 


Дело в том, что при таком подходе порой сама евангельская основа библейского послания остается почти незатронутой. И отношение отрывка к церковной практике также бывает нераскрытой: как будто Библия обращена к отдельно взятым частным лицам для их "личного" толкования и применения.

Выходит так, что сам "грамитико-исторический метод" сам по себе не обязательно верно толкует Писание.

А что делать? Чего не хватает?

Все-таки, какой отрывок Писания мы бы ни толковали, основополагающим является Евангелие. Прежде всего Библия - книга, весть о спасительном деянии Божьем во Христе. Это касается и обетований и прообразов Ветхого Завета и исполнений и реальности Нового Завета. Именно на основании Евангелия даны десять заповедей: я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из дома рабства (ср. Исход 20:1). Выведя их из Египта, Господь ввел в землю обетованную. Именно Завет Божий во спасение своего народа является контекстом для царства, для пленения, для возвращения и для ожидания Мессии. Евангелие - суть канонических Евангелий, проповедь и рост Евангелия - суть Деяний Апостолов, применение Евангелия - суть посланий соборных и Павловых. Как убедительно пишут такие авторы как Goldsworthy суть Откровения Иоанна - евангельская победа Агнца. Помимо исследования данного текста толкователь-проповедник должен иметь общее представление о том, о чем Библия. Если он прежде всего ищет в отрывке "подсказки" для христианской жизни, то он обязательно их найдет. Но найдя он может совсем не ловить евангельскую основу и мотивацию этого же наставления. Нужно базовое убеждение, о чем Библия и что в ней искать. Всякая проповедь, всякое наставление христианское обязательно должно быть евангельским. Без этих богословских рамок наше толкование будет "мимо".  

Второе, что очевидно, а может быть и не совсем очевидно - то, что Библия написано не отдельно взятым частным лицам, а всему Божьему народу, церкви. Божье Слово дано для того, чтобы мы его слышали в собрании, а не в первую очередь чтобы мы его читали наедине. Именно так первая церковь "постоянно пребывала в учении Апостолов" (Деяния 2:42) - этот стих не о "времени тишины" а о церковном общении вокруг Слова. Когда мы это поймем, то многое встанет на свои места. Христианство - явление социальное, церковное, именно в общине мы идем за Христом, именно в церкви мы внимаем и применяем Писание. Толкование Писания "наедине" в отрыве от общины - явление неполноценное, ущербное, опасное. А часто есть тенденция толковать и применять Писания как будто нет ни церкви, ни Вечери, ни христианской истории. Даже кто-то видит в несовместимости между Писанием и церковной реальностью радикальную верность к тексту. "Не отвлекай меня церковью: я хочу Писание толковать!" А Павел говорит: "чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову." (Ефесянам 3).

Пусть Бог нас благословит, чтобы наше толкование Писания, помимо всех "инструментов" толкования, было евангельским и церковным!

"Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам"

Комментариев нет:

Отправить комментарий