В протяжение многих столетий христиане, в том числе монахи, постепенно исследуют и отображают "территорию" христианского опыта, послушания и духовного недуга. "Путешествие Пилигрима" Джона Буньяна является частью более широкой и более древней христианской традиции, которая восходит к первым векам христианства. Такая работа способствует и диагнозу и врачеванию соответствующих недугов. Можно ее сравнить с подобными работами в области медицины.
Одним из первопроходцев на этом пути был авва Евагрий (Понтик) в IV веке. Он писал о восьми основных злых помыслах, с которыми боролись монахи и монахини. Через Иоанна Кассиана и папу Григория Великого этот список стал известным миру в виде "Семи смертных грехов". Речь идет не совсем о грехах в смысле поступках, а скорее о тех "страстях" (греховных побуждениях) которые лежат в основе грехов. В списке не назван грех убийства, но есть зависть, гнев итд.
В православной церкви полный список восьми страстей звучит так: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордыня.
Особо интересует помысел/страсть "уныния" (и соответствующая добродетель "усердие"). Именно такая духовная апатия и довольно широко распространена в наше время и вне церкви и в ней.
Современники стали часто писать о том, как актуален этот помысел для нашего времени. Готовлю проповедь на эту тему, читая разных древних и современных авторов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий