суббота, 3 ноября 2012 г.

"Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова".


Казалось бы доброе намерение - поощрять верующих к домашним общениям, устраивать встречи в семейной обстановке. Неоднократно я столкнулся с таким желанием и с попытками это осуществить. Однако порой это намерение сопровождается пренебрежением церковным собранием. Мол, Иисус никогда об этом не говорил, для Него вся жизнь - служение Богу. Очевидно куда это ведет: вместо публичных богослужений на первый план выходят малые группы или общения, которые якобы более приемлемы, эффективны, более современные, а даже и более "библейские" чем "воскресные богослужения". Мол, воскресные богослужения также нужны, но это не то место, где человек верует, встречает Бога, растет духовно.

Когда я еще учился в Семинарии на лекциях Практического Богословия нам задали тему о богослужении. Написание данного доклада стало для меня роковым, поворотным моментом в христианском сознании.

Все началось с того, что я искал библейское выражение для понятия "богослужение", что на английском традиционно переводится выражением "Публичное поклонение" (Public worship). К своему удивлению ответ был очень прост: "церковь". Дело в том, что слово "церковь" не просто один из синонимов для Божьего народа. Церковь - Божий народ, собранный перед Ним во имя Христа. Встретившись в магазине два верующих - не церковь. "Когда вы собираетесь в церковь..." пишет Павел. Церковь - то, что происходит по воскресеньям, традиционно с 10.00 по 12.00 часов, или же в другое время. Это соответствует ветхозаветному понятию "общества Израилева" (qahal), когда народ Божий собирался перед лицом Господа. Об этом говорит Господь в Ев от Матфея 18:20: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них".

Есть еще известный труд Давида Кларксона (1622-1686гг): "Публичное поклонение предпочтительнее частного." Он основывает свои доводы на Псалме 86:2: "Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова". Сион - место ветхозаветного храма и образное название новозаветного собрания (ср. Евр. 12). Господь любил ветхозаветный храм более личных жилищ Израильтян, а также предпочитает новозаветное собрание всякого рода частной молитве, малым группам итд.

Этот момент прозрения способствует нам читать множество мест в Новом Завете более ясным, верным взглядом. Например Деяния 2:42: "Они постоянно пребывали в учении Апостолов и в общении, в преломлении хлеба и в молитвах". Этот стих только косвенно имеет отношение к чтению карманного нового завета в автобусе или к посещению группы по изучению Библии. Явно этот стих говорит именно о церковной жизни, о жизни в собрании. Естественно эта церковная жизнь сопровождалась и обшинной жизнью: домашними общениями, общей трапезой. Однако есть особое, незаменимое место для церкви, для собрания. В принципе церковь может проходить и дома, но это будет не то же самое, что и домашняя группа. Давид Кларксон назвал три признака, наличие которых обеспечивают церковное собрание (в отличие от частного): Божьи установления (в том числе проповедь и таинства), собор (а не просто один человек или домашние) и должностное лицо (ведущий).

Почему это важно? 

В наше современное время, особенно там где трудятся в благовестии и в открытии новых церквей есть желание по максимуму идти на встречу современному человеку и жизни и нередко бывают попытки "пересмотреть" старые структуры для более "эффективного" служения. Но осторожно! Неверно предполагать что можем менять формы и сохранять содержание. В некотором отношении Бог усмотрел и форму, в том числе место святого собрания как неотъемлемая часть христианской жизни.

Также важно учить новообращенных этому с самого начала. Я задаю дежурный вопрос: если вам приходится выбирать между личной молитвой наедине ("время тишины") и посещением церкви, что вы выбираете? Ответ в свете Матфея 18:20 очевиден, но он идет вразрез с современными убеждениями о "личных отношениях" с Богом. Как я понимаю, наша индивидуальная молитва вытекает из нашей совместной молитвы, а не наоборот, поэтому "Отче наш".

Но важнее всего не негатив, а позитив. Ведь нам верующим надо утверждаться в этой дорогой реальности о церкви, как об избранном Богом собрании, где Он обещает присутствовать и благословить, которое Он любит более всякого рода частного собрания или молитвы. Adeste, fideles! Придите, верные!

"Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов..." (Евреям 12:22)

Комментариев нет:

Отправить комментарий