"Вы никто и звать вас никак!"
Примерно такое было отношение к первым христианским общинам, которые первоначально назывались "назорейской ересью".
Кто в I веке был законным преемником духовного наследия более 2000 лет единобожия, богослужения, обряда и духовного опыта: либо устоявшаяся, признанная империей религия во главе с Первосвященниками и совершающая богослужения во впечатляющем храме в Иерусалиме, либо недавно образовавшаяся община, собирающаяся во дворах храма и по домам в простоте и без всякого признания и атрибутики, и ее филиалы среди народов-язычников? Павел уверяет Галатам: "вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал 3 ср. Отк 3:7-13).
Примерно такой же вопрос можно было задать во время разделенного царства перед вавилонским пленением. Где на тот момент была законная преемственность: в Иерусалимском храме и на престоле Давида или же в таких пророках как Исайя и Иеремия? А в северном царстве Илия подумал, что он один остался "... сих колени не преклонялись пред Ваалом, и... сих уста не лобызали его"
При Господе нашем и Его земном служении есть нота и преемственности и радикального разрыва. Иоанн Креститель предупредил: "Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму". А Спаситель говорил: "Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его".
Хочу уточнить, что в этом нет ни капли антисемитизма. Иудеи были и есть Богом избранный народ. Но это избрание не упраздняет необходимость в ответном шаге, без которого избрание скорее во осуждение. "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину". (Рим 1:16)
Есть и примеры из церковной истории. Когда Афанасий стоял один против целого мира (Athanasius contra mundum), который, казалось бы, сдался ереси Арианства, отрицающей Божественность Иисуса. Будучи лишь дьяконом он противостоял епископам находящимся в заблуждении. Кто был преемником правоверия? История оправдывает дьякон из Александрии, а не высокопоставленных епископов.
Хорошо, когда верa передается напрямую изо поколения в поколение. Но так не всегда бывает. Порой сам канал, сама преемственность - не гарантия передачи. И порой передача может осуществляться и другим путем. Бог в этом не прикован к преемственности. Самое главное, чтобы передавалась вообще, а не кем и каким путем. Павел говорит: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема". (Галатам 1:8)
Есть множество примеров и в светской жизни, когда реальный преемник необязательно тот, у кого безупречные регалии или беспрерывное родословие. Эйнштейн не был потомком Ньютона, но именно он продолжил его дело: их связывает преемственность учения и научного таланта. Правопреемником Советского Союза является Российская Федерация, но это вовсе не говорит о том, что сегодняшняя держава придерживается революционного коммунизма, а есть другие страны в мире, которые продолжают дело Ленина.
В чем тогда заключается библейская преемственность? Прежде всего это - преемственность Евангелия и веры, церквей и верующих. Если смотреть по истории после Апостолов, то по большому счету не было христианина, который бы сказал, что он сам уверовал, все от кого-то приняли веру. "как слышать без проповедующего?" (Рим 10:14) И приняв веру, став сынами, у нас появляется братья и сестры, это и наши современники и наши предки. Во Христе мы в теле, мы в церкви. Как и во всякой семье, линии родословия порой не прямы а запутаны. А самое главное, то от чего зависит наша причастность к семье - наш союз со Христом. "Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники".
Примерно такое было отношение к первым христианским общинам, которые первоначально назывались "назорейской ересью".
Кто в I веке был законным преемником духовного наследия более 2000 лет единобожия, богослужения, обряда и духовного опыта: либо устоявшаяся, признанная империей религия во главе с Первосвященниками и совершающая богослужения во впечатляющем храме в Иерусалиме, либо недавно образовавшаяся община, собирающаяся во дворах храма и по домам в простоте и без всякого признания и атрибутики, и ее филиалы среди народов-язычников? Павел уверяет Галатам: "вы семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал 3 ср. Отк 3:7-13).
Примерно такой же вопрос можно было задать во время разделенного царства перед вавилонским пленением. Где на тот момент была законная преемственность: в Иерусалимском храме и на престоле Давида или же в таких пророках как Исайя и Иеремия? А в северном царстве Илия подумал, что он один остался "... сих колени не преклонялись пред Ваалом, и... сих уста не лобызали его"
При Господе нашем и Его земном служении есть нота и преемственности и радикального разрыва. Иоанн Креститель предупредил: "Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму". А Спаситель говорил: "Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его".
Хочу уточнить, что в этом нет ни капли антисемитизма. Иудеи были и есть Богом избранный народ. Но это избрание не упраздняет необходимость в ответном шаге, без которого избрание скорее во осуждение. "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину". (Рим 1:16)
Есть и примеры из церковной истории. Когда Афанасий стоял один против целого мира (Athanasius contra mundum), который, казалось бы, сдался ереси Арианства, отрицающей Божественность Иисуса. Будучи лишь дьяконом он противостоял епископам находящимся в заблуждении. Кто был преемником правоверия? История оправдывает дьякон из Александрии, а не высокопоставленных епископов.
Хорошо, когда верa передается напрямую изо поколения в поколение. Но так не всегда бывает. Порой сам канал, сама преемственность - не гарантия передачи. И порой передача может осуществляться и другим путем. Бог в этом не прикован к преемственности. Самое главное, чтобы передавалась вообще, а не кем и каким путем. Павел говорит: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема". (Галатам 1:8)
Есть множество примеров и в светской жизни, когда реальный преемник необязательно тот, у кого безупречные регалии или беспрерывное родословие. Эйнштейн не был потомком Ньютона, но именно он продолжил его дело: их связывает преемственность учения и научного таланта. Правопреемником Советского Союза является Российская Федерация, но это вовсе не говорит о том, что сегодняшняя держава придерживается революционного коммунизма, а есть другие страны в мире, которые продолжают дело Ленина.
В чем тогда заключается библейская преемственность? Прежде всего это - преемственность Евангелия и веры, церквей и верующих. Если смотреть по истории после Апостолов, то по большому счету не было христианина, который бы сказал, что он сам уверовал, все от кого-то приняли веру. "как слышать без проповедующего?" (Рим 10:14) И приняв веру, став сынами, у нас появляется братья и сестры, это и наши современники и наши предки. Во Христе мы в теле, мы в церкви. Как и во всякой семье, линии родословия порой не прямы а запутаны. А самое главное, то от чего зависит наша причастность к семье - наш союз со Христом. "Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники".
Комментариев нет:
Отправить комментарий