Вчера 31 августа у меня была возможность съездить на день на Святую Землю. Тур оператор, через который мы заказали отпуск в Турции, предложил одно-дневную экскурсию в Израиль. Я вернулся сегодня ночью. Я решил поделиться впечатлениями сначала на английском, а теперь на русском.
Из Турции мы вылетели очень рано утром и прилетев в Израиль в начале 6го часа было еще темно (еще поспал я меньше часа). Аэропорт в Тель Авиве - шикарен. Первая задача - пройти паспортный контроль. Меня неоднократно предупредили, что прохождение границы может быть продолжительным. Получилось нормально, хотя был еще один этап после самого контроля. Вопросы видимо предназначены ставить в тупик тех, кто по не тем мотивам прибыл.
Я приехал на Святую Землю.
Самое первое на что обратил внимание - еврейское письмо. Некоторые слова, такие как пожар или же выход/ворота, знакомы из семинарских лекций. Конечно же без точек-гласных.
Нашего гида звали Эдуард. Выезжая из аэропорта он начал рассказывать. Запланированный маршрут показался сильно оптимистичным. Мы не сможем посетить Назарет на севере, ни Эйлат на юге, но зато кроме самого Иерусалима мы будем и в Вифлееме и на Мертвом море. На самом деле Израиль совсем небольшая страна и по территории (размером с Бельгию) и по населению (около 8 млн).
Пока я смотрел в окно солнце поднялось над Святой Земльей. Я начал представлять библейские события в их первоначальной среде. Я искал какое-то первое впечатление. И оно пришло как-то незаметно: везде вокруг светло-желтый камень. Это и главное отличие ландшафта и из него построены все здания. Гид даже предполагал, что оттуда образ города как невеста: под ярким солнцем Ближнего востока светло-желтый свет превращается в белый.
Мы ехали в гору, взъезжая в Иерусалим (город находится на высоте 800 м), а потом поехали в близлежащий Вифлеем, на расстоянии всего 8,5 км (сейчас это практически пригород). Однако для этого нужно пересечь границу в Палестинскую автономию - что получилось без проблем, хотя на границе стоят с автоматами и высокая защитная стена сейчас разделяет иудея от язычника. Вифлеем известен двумя сыновьями. Из двух менее знаменитый - царь Давид. Больший Сын родился здесь где-то от 7 до 4 г до нэ. Мало вероятно, что в IV веке Елена, мать первого христианского императора, нашла именно то место где родился Спаситель, но строили и разрушали церкви на этом месте с 324г. Мы заходим в церковь Рождества Христова, однако нам не дают пройти до самого места рождения, а то одна из трех конфессий-соперниц совершает богослужение в нем. Мне все-таки удается спуститься в другую часть пещеры, где католики совершают богослужение возле алтаря и где похоронен Иероним (между прочим покровитель переводчиков). Мы идем обратно к автобусу, а потом поехали обратно в Иерусалим. Заметно как Вифлеем построен на крутых холмах.
Мы возвращаемся в Иерусалим и обедаем очень рано (10.30). Потом мы останавливаемся, чтобы обозреть весь город на расстоянии. Справа от города - елеонская гора, от которой Господь был вознесен после воскресения.
Дальше едем в древний город. Стены были построены в оттоманские времена. Мы входим в город через Иаффские врата (также как древние христианские паломники). Войдя в город входишь в лабиринт узких переулков с прилавками торговцев. Названия улиц на трех языках: иврит, арабский и английский. Иерусалим не настолько холмистий как Вифлеем, но порой переулки спускаются или поднимаются спуском или ступеньками. Первый квартал - явно нееврейский и мы проходим мимо мечети перед тем, как дойти до церкви Гроба Господнего.
Надо сказать, что я и так мало ожидал от самих "святых мест" и не зря. Суть такова, что Голгофа и гроб (в котором Иисус воскрес) находятся на территории самой церкви. Невооруженному протестантскому глазу здесь проявляется циничная и меркантильная религиозность, что мешает размышлению над историческими событиями. Вокруг тебя толпятся сотни людей, каждый настроен на свое: преклоняя колени, прикасаясь, целуя для того, чтобы зарядиться благословений от камней. Даже если именно на этом месте произошли те евангельские события, то евангелие гласит: "Его здесь нет, Он воскрес!" Мы спасены историческойличностью и событиями, а не географическим местом. Мне любопытно, посещение Гроба Господнего когда-то поможет мне вникать в те отрывки из Евангелий. По крайней мере вчера не спомогло.
Оттуда мы отправились в еврейский квартал. Опять же везде тот же светло-желтый камень. Здания - новые, ухоженные и немало заведений по изучению Торы. Мы проходим мимо археологических раскопок Иерусалима со времен после выдворения евреев 135г (виа Кардо). Перед небольшой площади - великолепная синагога, видная на общем профиле города. Мы продолжаем путь вниз мимо золотой меноры (по образцу той, которая стояла в храме), идем к западной стене (стена плача). Стена стоит перед площадью и является местом молитвы. Надеваю обязательную "кипу" (?) и стоя перед стеной читаю псалом 78 и Рим 9:1-6. Рядом с стеной - много книжных полок с еврейскими молитвенниками, а в другом месте парковка для молитвенных столов. Время около 14.00 дня и солнце ударяет жарой. Слева от стены - покрытое помещение для молитвы и обсуждения Торы. Захожу, но я неуверен, положено ли нееврею находиться там. Выхожу и стою в тени рядом с книжной полкой читая псалом 24.
Между прочим, наш гид заклинал нас с самого начала: не расставайтесь с водой! И сам постоянно пил воду по ходу своих рассказах. "Как лань желает к потокам воды..."
После посещения Старого Иерусалима мы выходим через ворота к автобусу и едем на Мертвое море. Это самая низкая точка на суше (418 м под уровнем моря). Спускаемся 1200 м с горы. Мертвое море - больше чем я ожидал но само море не сильно отличается от карачинского озера в новосибирской области - с похожей лечебной грязью на дне озера.
Последняя остановка в кафетерии в Кумране. Здесь была известная находка древних свиток Священного Писания и не только. Такое каменистая пустыня - типична для иудеи (в похожей среде Иисус провел 40 дней в посте перед началом служения). Сама выставка называется "тайна Кумрана" - слово "тайна" кстати знакомо из лекций по Ветхому Завету. Обслуживающий персонал в кафетерии - арабы, как и практически все обслуживающие в течение поездки.
Едем уже обратно в аэропорт и солнце уже садится над Святой Землей. Интересно заметить в окно как в Израиле идет "наступление" на пустыню и повсеместно что-то растет и процветает. Также по дороге видны временные шалаши пастухов, которые живут вместе со своими стадами.... Также как и 2000 лет назад.
Приезжаем обратно в аэропорт Тель Авива с запасом времени. После прохождения многих проверок и досмотров есть еще время для покупок, интернета и книжного магазина перед самолетом обратно в Турцию.
Итак, около 11 вечера закончилась моя первая поездка в Израиль.
Из Турции мы вылетели очень рано утром и прилетев в Израиль в начале 6го часа было еще темно (еще поспал я меньше часа). Аэропорт в Тель Авиве - шикарен. Первая задача - пройти паспортный контроль. Меня неоднократно предупредили, что прохождение границы может быть продолжительным. Получилось нормально, хотя был еще один этап после самого контроля. Вопросы видимо предназначены ставить в тупик тех, кто по не тем мотивам прибыл.
Я приехал на Святую Землю.
Самое первое на что обратил внимание - еврейское письмо. Некоторые слова, такие как пожар или же выход/ворота, знакомы из семинарских лекций. Конечно же без точек-гласных.
Нашего гида звали Эдуард. Выезжая из аэропорта он начал рассказывать. Запланированный маршрут показался сильно оптимистичным. Мы не сможем посетить Назарет на севере, ни Эйлат на юге, но зато кроме самого Иерусалима мы будем и в Вифлееме и на Мертвом море. На самом деле Израиль совсем небольшая страна и по территории (размером с Бельгию) и по населению (около 8 млн).
Пока я смотрел в окно солнце поднялось над Святой Земльей. Я начал представлять библейские события в их первоначальной среде. Я искал какое-то первое впечатление. И оно пришло как-то незаметно: везде вокруг светло-желтый камень. Это и главное отличие ландшафта и из него построены все здания. Гид даже предполагал, что оттуда образ города как невеста: под ярким солнцем Ближнего востока светло-желтый свет превращается в белый.
Мы ехали в гору, взъезжая в Иерусалим (город находится на высоте 800 м), а потом поехали в близлежащий Вифлеем, на расстоянии всего 8,5 км (сейчас это практически пригород). Однако для этого нужно пересечь границу в Палестинскую автономию - что получилось без проблем, хотя на границе стоят с автоматами и высокая защитная стена сейчас разделяет иудея от язычника. Вифлеем известен двумя сыновьями. Из двух менее знаменитый - царь Давид. Больший Сын родился здесь где-то от 7 до 4 г до нэ. Мало вероятно, что в IV веке Елена, мать первого христианского императора, нашла именно то место где родился Спаситель, но строили и разрушали церкви на этом месте с 324г. Мы заходим в церковь Рождества Христова, однако нам не дают пройти до самого места рождения, а то одна из трех конфессий-соперниц совершает богослужение в нем. Мне все-таки удается спуститься в другую часть пещеры, где католики совершают богослужение возле алтаря и где похоронен Иероним (между прочим покровитель переводчиков). Мы идем обратно к автобусу, а потом поехали обратно в Иерусалим. Заметно как Вифлеем построен на крутых холмах.
Мы возвращаемся в Иерусалим и обедаем очень рано (10.30). Потом мы останавливаемся, чтобы обозреть весь город на расстоянии. Справа от города - елеонская гора, от которой Господь был вознесен после воскресения.
Дальше едем в древний город. Стены были построены в оттоманские времена. Мы входим в город через Иаффские врата (также как древние христианские паломники). Войдя в город входишь в лабиринт узких переулков с прилавками торговцев. Названия улиц на трех языках: иврит, арабский и английский. Иерусалим не настолько холмистий как Вифлеем, но порой переулки спускаются или поднимаются спуском или ступеньками. Первый квартал - явно нееврейский и мы проходим мимо мечети перед тем, как дойти до церкви Гроба Господнего.
Надо сказать, что я и так мало ожидал от самих "святых мест" и не зря. Суть такова, что Голгофа и гроб (в котором Иисус воскрес) находятся на территории самой церкви. Невооруженному протестантскому глазу здесь проявляется циничная и меркантильная религиозность, что мешает размышлению над историческими событиями. Вокруг тебя толпятся сотни людей, каждый настроен на свое: преклоняя колени, прикасаясь, целуя для того, чтобы зарядиться благословений от камней. Даже если именно на этом месте произошли те евангельские события, то евангелие гласит: "Его здесь нет, Он воскрес!" Мы спасены историческойличностью и событиями, а не географическим местом. Мне любопытно, посещение Гроба Господнего когда-то поможет мне вникать в те отрывки из Евангелий. По крайней мере вчера не спомогло.
Оттуда мы отправились в еврейский квартал. Опять же везде тот же светло-желтый камень. Здания - новые, ухоженные и немало заведений по изучению Торы. Мы проходим мимо археологических раскопок Иерусалима со времен после выдворения евреев 135г (виа Кардо). Перед небольшой площади - великолепная синагога, видная на общем профиле города. Мы продолжаем путь вниз мимо золотой меноры (по образцу той, которая стояла в храме), идем к западной стене (стена плача). Стена стоит перед площадью и является местом молитвы. Надеваю обязательную "кипу" (?) и стоя перед стеной читаю псалом 78 и Рим 9:1-6. Рядом с стеной - много книжных полок с еврейскими молитвенниками, а в другом месте парковка для молитвенных столов. Время около 14.00 дня и солнце ударяет жарой. Слева от стены - покрытое помещение для молитвы и обсуждения Торы. Захожу, но я неуверен, положено ли нееврею находиться там. Выхожу и стою в тени рядом с книжной полкой читая псалом 24.
Между прочим, наш гид заклинал нас с самого начала: не расставайтесь с водой! И сам постоянно пил воду по ходу своих рассказах. "Как лань желает к потокам воды..."
После посещения Старого Иерусалима мы выходим через ворота к автобусу и едем на Мертвое море. Это самая низкая точка на суше (418 м под уровнем моря). Спускаемся 1200 м с горы. Мертвое море - больше чем я ожидал но само море не сильно отличается от карачинского озера в новосибирской области - с похожей лечебной грязью на дне озера.
Последняя остановка в кафетерии в Кумране. Здесь была известная находка древних свиток Священного Писания и не только. Такое каменистая пустыня - типична для иудеи (в похожей среде Иисус провел 40 дней в посте перед началом служения). Сама выставка называется "тайна Кумрана" - слово "тайна" кстати знакомо из лекций по Ветхому Завету. Обслуживающий персонал в кафетерии - арабы, как и практически все обслуживающие в течение поездки.
Едем уже обратно в аэропорт и солнце уже садится над Святой Землей. Интересно заметить в окно как в Израиле идет "наступление" на пустыню и повсеместно что-то растет и процветает. Также по дороге видны временные шалаши пастухов, которые живут вместе со своими стадами.... Также как и 2000 лет назад.
Приезжаем обратно в аэропорт Тель Авива с запасом времени. После прохождения многих проверок и досмотров есть еще время для покупок, интернета и книжного магазина перед самолетом обратно в Турцию.
Итак, около 11 вечера закончилась моя первая поездка в Израиль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий