Ян Гус родился в 1372г в южной Богемии (современная Чехия), в семье крестьянина. Он окончил Пражский университет. Еще в студенческие годы Гус оказался под влиянием известных деятелей реформаторского движения (в частности, Яна Милича и Матвея из Янова), которое зародилось в Чехии к концу правления (1346–1378) императора Карла IV и стало весьма заметным к 1400.[1] Еще в середине 1380-х годов благодаря студентам из Чехии, учившимся в Оксфорде, идеи Виклифа и лоллардов попали в Прагу. Под влиянием идей Уиклифа оказался и Гус.
С 1401 по 1402гг Гус был деканом факультета свободных искусств, а в
1402–1403гг и 1409–1410гг занимал должность ректора. В 1402г Гус был назначен
настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни в старой части Праги, где
занимался в основном чтением проповедей на чешском языке. Гус очень любил труды
Уиклифа, хотя он не разделял все его взгляды, например о евхаристии.
Это – время Великого
раскола западной церкви. Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по
отношению к противоборстующим сторонам. В 1409г папа издал буллу против Гуса,
позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против
него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные
книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди
прихожан продолжало расти.
С 1411г в Чехии
усиливаются дискуссии вокруг института индульгенций. В Богемии
продавали индульгенции, чтобы финансово
поддерживать Антипапу Иоанна XXIII против соперника Григория XII. Гус выступал как
против индульгенций, так и против права церкви поднимать меч на врагов. Он
считал индульгенции бесполезными, потому что Бог дает прощение всем истинно
кающимся. Сначала Гуса поддерживал епископ пражский[2],
но в связи со церковными интригами вокруг трех пап в 1409г он отрекся от учений
Уиклифа и Гуса.
Праге угрожали
интердиктом[3], поэтому Гус уходит в южнюю
Богемию, где он продолжает писать. Его взгляды выражены в трудах «О церкви[4]» и «Объяснение веры, декалога и молитвы Господней».
Чему учил Гус?
1.
Церковь. Церковь представляет собой
«совокупность избранных»[5].
Глава церкви – не папа, а Христос. Он приводит в пример восточно-православную
церковь: она живет без власти папы.
2.
Авторитет в церкви. Христиане не обязаны слушаться недостойных
священников. Ни Папы, ни Соборы имеют право установить доктрину, которая
противоречит Писанию.
3.
Пастырское служение. Главная задача пастыря – не
преподание таинств, а проповедь Слова Божьего.
4.
Причащание в двух видах. Миряне должны причащаться и хлебом, и
вином, а не одним только хлебом.
В 1414г Гус вызван на
собор в Констанции. Император Сигизмунд обещал ему личную безопасность. Но обещания
оказались ложными: когда чешский реформатор прибыл в Констанц, его взяли под
стражу (он провел 6 месяцев в ужасных условиях, что сломало его здоровье),
принуждали (безуспешно) отречься, потом приговорили к сожжению заживо на костре
как еретика. Приговор был исполнен там же, в Констанции в 1415г. «...За эту
правду закона божьего и толкований святых и ученых мужей, которой я учил, о
которой писал и которую проповедовал, хочу сегодня с радостью умереть[6]». В
1416г ученика Гуса, Иеронима Пражского (1376-1416гг), также сожгли.
Идеи Гуса вылились в
движение за реформу католической церкви, в дальнейшем названное гуситским. В
противостоянии гуситской Богемии с католической Святой Римской Империи
1419-1433гг («Гуситские войны») удивительным образом побеждает первая.
Гуситы делились на два
лагеря: умеренные чашники[7]
(от требования причащения мирян вином) и более радикальные табориты.
Первые добились особого
статуса в лоне католической церкви на основании Пражских компактатов 1433г[8] и
объединились с католиками против вторых, нанеся им поражение в битве в 1434г.
Небольшая часть таборитов
и наиболее радикальных чашников, под покровительством архиепископа Рокицаны,
объединились в общины Объединенных богемских братьев (Unitas Fratrum). В 1500 они насчитывают 500 общин. В XVI веке богемские братья
присоединятся к Реформации.
Находясь в споре с
римской церковью Лютер понял, что Гус был прав: «Не зная мы все Гуситы. Святые
Павел и Августин были Гуситами».
Комментариев нет:
Отправить комментарий