Балтазар Хупмайер[1] родился в 1480г недалеко от города Аугсбурга (южная Германия). Он учился у богослова
Экка в 1503-6гг, а потом стал священником в городе Шаффхаузене (северная Швейцария). В 1512г он стал
преподавателем богословия в Ингольштадте (1512г) и считался выдающимся
римско-католическим ученым. (Он был единственным доктором богословия
среди анабаптистов.)
Однако в 1522/3г
Хупмайер пережил обращение в лютеранскую (1522), потом в реформатскую веру (1523). В это время он вел переписку с цюрихским реформатором, Ульрихом Цвингли, который на тот момент разделял его взгляды, что "надобно сначала учить, а потом крестить" людей. В 1524г Хупмайер приобрел для реформатской веры город
Вальдсхут (Австрия, но недалеко от Цюриха) и стал пастором поместной реформатской общины.
Однако Хупмайер стал симпатизировать взглядам братьев-анабаптистов в Цюрихе. Они считали реформу Цвингли медленной и неполноценной и исповедовали крещение по вере. В апреле 1524г Хупмайер принял крещение по вере от Вилгельма Ройблина [2]. Затем в городе Вальсхуте они вместе покрестили
360 взрослых членов своей церкви (обливанием).
В июле Балтазар Хупмайер в ответ
на Цвингли написал труд «О христианском
крещении верующих», затем другие брошюры. Он участвовал в публичном диспуте с Цвингли по этим вопросам. Среди анабаптистов XVI века Хупмайер был выдающимся богословом. В декабре город Вальдсхут был захвачен
австрийскими войсками и Балтазар Хупмайер убежал в Цюрих, где в январе
1526г он отрекся от своих анабаптистских взглядов, возможно его пытали.
После этого он был отпущен и поехал в Аугсбург, где в 1526г он
основал анабаптистскую общину, которая выросла и пользовалась большим влиянием. Там он покрестил известного анабаптиста, Ганса Денка[3], и передал ему полномочия.
В июле 1526г Хубмайер отправился
в Моравию. Вместе с другими анабаптистами он прибыл в Никольсбург (Моравия, на границе с Австрией),
который стал очагом анабаптизма. Там он крестил более 6000 людей, включая даже
местного правителя Фон Лихтенштейна. Какое-то время анабаптизм даже пользовался
поддержкой светской власти. Хупмайер и "мечники" (Schwertler), в отличие от других анабаптистов, разрешали христианам занимать должности в светской власти и брать оружие[4]. Находясь в Никольсбурге Хупмайер написал разные труды по актуальным богословским вопросом того времени, однако в мирном духе, без излишней агрессии, в отличие от некоторых. Его лозунг: "истина Христа - бессмертна".
Однако вскоре контроль над территорией, где находился Хупмайер, перешел к католической Австрии. Когда власть
сменилась его поймали «гонители за перекрещенцами[5]» и
он был сожжён на костре в католическом городе Вене в 1528г, а через три дня его жену, Елизавету, утопили в реке.
Движение анабаптистов дальше распространилось, в том числе в Нидерландах благодаря Менно Симонсу. Первая община баптистов была учреждена среди английских беженцев-протестантов в Амстердаме после общения с местной общиной анабаптистов и переняв их практику крещения по вере.
Комментариев нет:
Отправить комментарий