Будучи верующим христианином, я с момента возрождения и даже намного раньше, люблю Священное Писание. Павел говорит членам коринфской церкви: "Я родил вас в Иисусе Христе благовествованием". Этим же благовествованием я получил рождение свыше. И все больше я стал читать и изучать. Потом я столкнулся с другим: христиане для которых есть и другой авторитет, Предание.
А что тогда: Предание или Библия? Сначала Предание а потом Библия? Библия, но только через Предание?
Начнем с Иисуса Христа (понимаю, что история Божьего народа восходит к прародителями Адама и Евы, но для данного вопроса начнем так).
Будучи послан Отцом, Предвечный Сын Божий, Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя и, побыв 40 дней в пустыне, начал свое служение. Он проповедовал царство, учил, тем же сея семя Слова (ср. Марк 4 и др). Люди верили в Него, следовали за Ним: слово принесло плод. Через три года, он был распят на кресте и воскрес из мертвых, после чего Он явился апостолам в течение сорока дней и вознесся к Отцу, оставив поручение Апостолам-свидетелям Его воскресения и повелев их ждать Духа Святого. Дальше Апостолы и те 120 человек в горнице, получив Духа Святого в День Пятидесятницы, распространили Слово по Иерусалиму, по Иудее, по Самарии и до концов земли.
Апостол Петр пишет:
Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.
Итак, от семени Слова родилась христианская церковь. и от этого же семени повсеместно рождались новые христиане и поместные общины. Порой это слово говорили Апостолы, порой говорили дьяконы или рядовые члены церкви (Деян гл.гл. 8,11). Это происходило и во время церковных собранияй когда говорил слово пресвитер, но чаще всего люди слышали и верили в рамках личного общения. Таким образом происходила такая передача или "предание" веры устным путем, через передачу Слова.
Учение Апостолов, о котором говорится в Деяниях 2:42, было сначала не в письменном виде, но перед тем, как отойти в вечность, Апостолы и их помощники (напр., Лука) под вдохновением Духа Святого, записали свое учение (ср. Иоанна 20:29-31). Начиная с конца I века/начала II века церковь имеет Писания Нового Завета, пользуется ими на богослужении, цитирует их в своих учениях. Первые христианские мыслители, Мужи Апостольские, цитируют писания Нового Завета, и тем более более поздние представители ранней христианской мысли, такие как Апологеты, Ириней или же Ориген.
В церкви были разногласия по поводу нескольких Соборных посланий, а также насчет книги Откровения. Но уже в течение II века повсеместно знают и принимают именно 4 Евангелия, Деяния Апостолов, послания Павла (только посл к Евреям было спорным) и большую часть соборных посланий. Позже, в IV веке, с участием таких церковных деятелей как Афанасий Великий, церковь до конца определила пределы канона (какие книги являются Божьим Словом, а какие полезные но не безошибочные).
Естественно Афанасий и другие не претендовали на то, что они этим "придают" авторитет Божьему Слову, сами "пишут Библию" или что-либо в этом роде. (Это примерно то, что утверждает Дэн Броун в таких книгах как "Код да Винчи"). Когда, разбирая почерк своего дорогого отца, я признаю что данное письмо - от его руки, я не пишу его письма и не накладываю какой-то свой авторитет на его писания, а лишь признаю, что это - Он написал. Авторитет в данном случае не мой - а авторитет отца, почерк которого я узнал. Таким же образом церковь, определив границы Священного Писания, не придает авторитет Библии, а наоборот ставит себя под авторитетом именно этих Писаний.
А что тогда насчет предания? Здесь надо определить: а какое предание? Предание (гр. paradosis) это - процесс передачи и содержание того, что передается. Если говорить о том, о чем в 1 Кор 11:23 ("Я вам передал то, что принял от Господа, что в ту ночь...."), то это апостольское предание и есть Слово Божье и восходит к самому началу. Апостолы также говорят о своем апостольском примере, что они передали и что тоже является авторитетным в церкви. Например, пример трудолюбия (2 Фесс 3). Такое предание восходит к началу и равноправно Слову Божьему.
Но есть и другое, более позднее, менее авторитетное предание: духовный опыт более поздних христиан, накопленный опыт церкви, решения церковных соборов итд. Это предание имеет место, может быть полезным (я - историк церкви, мне положено так говорить!), но оно не есть Слово Божье, Такое предание необходимо испытывать, оно содержит и нужное и ненужное.
Поэтому когда говорят "сначала было предание, а потом только Библия" это можно совсем по-разному толковать.
Если под этим имеется в виду, что Апостольское учение передавалось устно, а потом только записали, то в принципе это - правильно. Если кто-то скажет, что первее неопределенный корпус разных верований и практик, а потом только Библия, в которой не все написано, то это ближе к гностикам II века. Было в первой церкви понятие "неписаное предание" (к примеру у Василия Великого), но имеется в виду какие-то вещи, которые в принципе нельзя писать, как способ крещения, но никак не вероучение. Во всяком случае новозаветные писания содержат апостольское предание. Претендовать на то, что есть еще какое-то откровение, которое нигде не записано, но которое передавалось тайным путем - это учение гностиков, с которым боролся Ириней Лионский.
Есть еще вопрос о толковании Писании, но это будет тема уже другого блог-поста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий