Казалось бы каждая церковь живет своей жизнью. Тем более Православная церковь, которая исповедует, что именно она - мистическое Тело Господа нашего Иисуса Христа. Кто изучает историю, тот понимает, что, несмотря на разногласия и разделения, разные ветви христианской церкви так или иначе продолжали общаться между собой и созидать друг друга.
Можно было говорить о взаимодействии между церквами при Фотиевой схизме IX века, о дальнейшем контакте между западом и востоком после раскола 1054, о связи к примеру между Флорнетийским реформатором Савонаролой и Макимом Греком (и через него с движением Нестяжателей в России). Но я вкратце хотел бы рассказать о дружбе в XVIII веке между немецкими христианами-пиетистами и Русской Православной Церквью в лице таких деятелей как Прокопович и Тихон Задонский.
Ключевой и очень влиятельный труд в западной церкви XVII века - Истинное христианство Иоганна Арднта (1555—1621). Сам труд вносит корректив в некоторые крайности протестантского христианства того времени, снова обращая внимание на внутреннюю жизнь верующего и на его добрые дела. В этом Арднт в том числе был вдохновлен трудом восточного монаха, Макария Египетского. Книга Арднта стала важнейшим источником для движения пиетистов в евангелических церквах (лютеране).
Движение пиетистов не представляет собой какой либо раскол или же секту. Их члены были и оставались верными членами национальной христианской церкви в их землях. Но движение делало упор на важность не только объективной истиной и вероучения (что они вовсе не отрицали), но также субъективного духовного опыта, освящения и дел. Пиетисты были очень активные и занимались образовательными проектами, благотворительностью и зарубежной миссией.
Один менее известный аспект деятельности христиан-пиетистов - общение и взаимодействие с Православием, в том числе в России. Православные студенты приезжали и обучались в центре Пиетизма, Галле. Также труд Арндта был переведен, напечатан в Галле и широко распространен в России (но не указывая авторство во избежание нареканий). Это было сделано по благословению Новгородского Архиепископа того времени, Феофан Прокопович (1681-1736). Важнейшая фигура в истории Русской Православной Церкви XVIII века, Тихон Задонский, даже читал и распространял этот труд и посоветовал одному подопечному изучать именно эту книгу рядом с Писанием.
"[Христос], из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви".
(Ефесянам 4:16)
Можно было говорить о взаимодействии между церквами при Фотиевой схизме IX века, о дальнейшем контакте между западом и востоком после раскола 1054, о связи к примеру между Флорнетийским реформатором Савонаролой и Макимом Греком (и через него с движением Нестяжателей в России). Но я вкратце хотел бы рассказать о дружбе в XVIII веке между немецкими христианами-пиетистами и Русской Православной Церквью в лице таких деятелей как Прокопович и Тихон Задонский.
Ключевой и очень влиятельный труд в западной церкви XVII века - Истинное христианство Иоганна Арднта (1555—1621). Сам труд вносит корректив в некоторые крайности протестантского христианства того времени, снова обращая внимание на внутреннюю жизнь верующего и на его добрые дела. В этом Арднт в том числе был вдохновлен трудом восточного монаха, Макария Египетского. Книга Арднта стала важнейшим источником для движения пиетистов в евангелических церквах (лютеране).
Один менее известный аспект деятельности христиан-пиетистов - общение и взаимодействие с Православием, в том числе в России. Православные студенты приезжали и обучались в центре Пиетизма, Галле. Также труд Арндта был переведен, напечатан в Галле и широко распространен в России (но не указывая авторство во избежание нареканий). Это было сделано по благословению Новгородского Архиепископа того времени, Феофан Прокопович (1681-1736). Важнейшая фигура в истории Русской Православной Церкви XVIII века, Тихон Задонский, даже читал и распространял этот труд и посоветовал одному подопечному изучать именно эту книгу рядом с Писанием.
"[Христос], из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви".
(Ефесянам 4:16)
Комментариев нет:
Отправить комментарий