Мы продолжаем рассуждать об основах христианской веры: о Слове Божьем и о Предании.
Возникает вопрос: а есть ли, помимо Священного Писания, еще что-то от Апостолов, что не вошло в канон Библии?
Возникает вопрос: а есть ли, помимо Священного Писания, еще что-то от Апостолов, что не вошло в канон Библии?
На этот вопрос можно ответить "Нет" или же условно ответить "Да".
В подобном духе некоторые отцы церкви, например, Тертуллиан (II век) и Василий Великий (IV век), также ссылаются на некое неписаное «предание». Василий Великий пишет:
Если в самом Новом Завете, то слово "предание" и глаголы "передать" и "принять" применяются именно к Слову Божьему, а еще конкретнее к самому Евангелию (напр., 1 Кор 11:23; 15:1,3). Конечно же это не второй источник истины помимо Писания.
Для Иринея Лионского (II век) слово «предание» обозначает ту библейскую истину, изложенную в правиле веры и переданную в церкви прежде всего епископами. Он боролся с ересью гностицизма, которая претендовала на некую тайное предание, на некую истину, которая якобы передалась от апостолов. А он ответил, доказывая, что повсеместно по всему древнему миру евангельская истина - одна во всех церквах и передается открыто.
Есть интересное место в 2 Фесс. 3:10, где сказано: "Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас". А что имеется в виду? Говорит ли здесь Апостол о чем-то помимо Священного Писания? Если читать весь отрывок, то Павел говорит о своем жизненном примере (в том числе о трудолюбии). Вошел ли пример Павла в канон Писания? И да и нет. Есть библейские стихи, которые говорят об этом, но по сути жизненный пример, так сказать, не подлежит записыванию.
В подобном духе некоторые отцы церкви, например, Тертуллиан (II век) и Василий Великий (IV век), также ссылаются на некое неписаное «предание». Василий Великий пишет:
«Из верований и практик, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия» (Василий Великий, О Святом Духе).
Но а почему именно это вещи не изложенные в Писании, а дошли до нас "в тайне"? Не противоречит ли это тому, что говорил Ириней о предании, которое передается открыто? А ведь Тертуллиан и Василий Великий говорят о:
- «неизложенных в Писании обычаях»
- таинственных церковных обрядах.
Мы можем оспаривать (или же не оспаривать) апостольское происхождение этих обычаев и практик, и также их силу в церкви, но нужно отметить, что отцы церкви не видели в неписаном предании второй, тайный источник вероучения кроме Слова Божьего.
"Устный договор не стоит той бумаги, на которой он не дописан".
(Сэмюэл Голдвин)
(Сэмюэл Голдвин)
Комментариев нет:
Отправить комментарий