среда, 15 мая 2013 г.

Женева при Кальвине: рай на земле или реформатский ад?

В предыдущем посте я писал по мотивам цитаты от Джорджа Оруэлла о том, что нежелательно и невозможно подкорректировать исторические события под свои какие-то соображения, а надо принимать все как было, даже если какой-то исторический факт нам неудобен или недостаточно однозначен.

Вот и в церковной среде один из самых видных и известных случаев - Женева при Жане Кальвине.

Начиная с 1541г и до его смерти в 1564г (а до этого и с 1536 по 1538гг) французский протестантский богослов, Жан Кальвин, жил в швейцарском городе Женеве (предположительное население от 10 до 20 тысяч) и там был кем-то вроде главного пастора города, председательствуя при консистории (городской церковный совет). Женева стала "протестантским Римом", примером протестантской версии христианского мира (христианское общество). В течение более 100 лет, вплоть до 1707г, реформатская вера имела монополию в городе.

Если читать литературу тех, кто не разделяет взгляды Кальвина на некоторые церковные и богословские вопросы, то Женева при Кальвине казалась бы очередным "адом на земле" в духе самых жестких тоталитарных режимов. Но так ли это?

John Calvin 2.jpg1. Личный характер самого Жана Кальвина. Что только не говорят о женевском реформаторе! Преподавая историю церкви мне приходилось услышать самые разные отзывы о Кальвине: тиран, злой, юрист-буквоед, фундаменталист, бабник, невозрожденный, а, в книге Дейва Ханта, что его учение не протестантское, а "разогретое католичество". А как можно верно охарактеризовать женевского реформатора? Он был по национальности француз и в его писаниях чувствуется некий галльский "размах". Он был семьянин: с 30 лет женат на Иделет (вдова бывшего анабаптиста), и у них трое детей родились, но к сожалению все умерли в детском возрасте. Кальвин болел часто и вся его жизнь проходила под тучей плохого состояния здоровья. Он также был из высокого рода и настаивал, чтобы к нему обращались не "брат Жан", а "монсье Кальвин". По характеру Кальвин был без лишних чувств, не получал удовольствия от искусств или пищи, скромен в образе жизни, строг, серьезен, суров с противниками, решителен в добивании поставленных собой целей. Один историк говорит, что он был из тех людей, у кого есть только последователи и оппоненты. Прежде всего он был человеком книжным, начитанным. При смерти супруги Кальвин показал другую, более нежную сторону себя.

2. Политическое положение Жан Кальвина. Надо уточнить и подчеркнуть, что Жан Кальвин, будучи до 1559 чужеземным негражданином (француз в швейцарском городе) и еще и священнослужителем, никогда не занимал политическую должность. Понятно, что и в современном мире, например в Иране, религиозный лидер может "править за кулисами". И на самом деле посредством городского церковного совета (консистория) Кальвин имел влияние путем всяких настойчивых предложений, но он точно не был "диктатором" и порой его какие-то его убеждения по церковным вопросам не "проходили".

3. Церковные и светские наказания. 
  • Как известно, консистория в Женеве рассматривала вопросы о церковной дисциплине в городе. Еженедельные собрания консистории по четвергам имели характер некоего "суда", перед который были вызваны всякие разные нарушители Божьих заповедей: от тяжких грехов до таких мелочей как танцы или даже какие-то критические высказывания о Кальвине. Церковные старейшины были поставлены именно для такого надзора и докладывали консистории о своих "находках". Однако, самое суровое церковное наказание - отлучение, то есть исключение человека из числа причащающихся. 
  • Тем не менее, помимо церковного отлучения, консистория часто передавала дело согрешившего человека в руки светской власти, которая естественно имело возможность наказать человеком разными санкциями вплоть до смертной казни. Под подачу Кальвина разные согрешения стали уголовно наказуемыми или же прежняя кара (например, трое суток или же штраф за блуд) усугубились. Инакомыслящие были выдворены из города и был известный случай с еретиком Серветом (ниже). 
В этом отношении я думаю, что можно говорить о неуместной придирчивости и максимализме в Женеве в связи со стремлением осуществить "третий признак" истинной церкви, а именно церковная дисциплина.
4. Сервет. Самый известный случай - казнь Михаила Сервета в 1553. Сервет был анабаптистом-рационалистом, отрицая такие догматы как Святая Троица. Что Сервет был еретиком - никто не сомневается. За два месяца до его появления в Женеве он был осужден на смерть католическим судом в Вьене в его отсутствии. На тот момент среди христиан только малочисленные евангельские анабаптисты выступали за свободу совести и против вмешательства государства в дела веры (что потом стало общим местом среди всех христиан). Сам Кальвин, увидев беженца Сервета на проповедь приказал арестовать его и содействовал его осуждению, хотя Кальвин без успеха ходатайствовал о более гуманной казни путем обезглавления, а не сожжения на костре. (Кстати это был единственный случай смертной казни за ересь за всю историю Женевы при Кальвине.)

5. Инакомыслие. В Женеве была только реформатская вера. Когда Болсак ставил под сомнение положения Кальвина о безусловном избрании, он был выдворен из города. Таким же образом поступали и с теми, кто исповедовал католичество или анабаптизм. До 1555 года в городе была фракция "Либертинцев", которая противилась Кальвину, но после суда над Серветом они потеряли влияние и подняв бунт были выдворены из города.

6. Атмосфера в городе. Здесь интересны и поучительны будут взгляды и из-внутри и со стороны. Кто что говорит о том, как жилось при Кальвине в Женеве? Шотландец Джон Нокс назвал Женеву "самой совершенной школой Христа со времен Апостолов". Другие гости города, такие как лютеранин Валентин Андреа в 1610, отметили порядок и благочестие среди граждан в отличие от других городов, где порой Реформация меньше повлияла на уровень благочестия общего населения. С другой стороны жители Женевы порой жаловались на вмешательство церкви в жизни граждан и на влияние француза-чужеземца на город. Скорее взгляды людей зависели именно от их отношения к реформатской вере.

Женева при Кальвине была полноценной попыткой осуществить "мечту" о христианском мире, устраивая жизнь целого города под Библию. Как такова были очевидные плюсы и минусы. Карикатура тирании - неверна, но были очевидные минусы. В корне сама идея о христианском мире, с точке зрения анабаптистов, ошибочна. Ожидая пришествия Божий град - христианская община, в которую верующие вступают добровольно, а не все общество, которое останется в большей или меньшей степени неверующим. 

2 комментария:

  1. Спасибо, Расселл. Интересно. Только два дня назад разговаривал на эту тему с человеком, который рисовал Кальвина, как тирана. Мне было не чего сказать из-за отсутствия информации.

    ОтветитьУдалить
  2. Сергей Кононов16/7/13 17:10

    Рассел, так вы читали книгу Ханта? У вас нет возражений по существу?
    Спасибо за статью.

    ОтветитьУдалить